Китайская философия.

Индийская философия.

Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целосности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: Атман есть Брахман.

Атман – всепроникающее духовное начало,Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман – это самосознание Брахмана. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога природе, человеку, в том время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом

Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству, для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, освободится от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создаются путем сведения всех вещей к единому целому, этого нельзя достичь рациональным путем, ибо интелект всегда пребывает в мире множества. Самая могущественная сила в постижении абсолютного бытия – интуиция – погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой связана сосредоточенность индусов. Они считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитация (сосредоточенных размышлений) помогает им противостоять превратностям судьбы..

Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами комплекс упражнений для достижения состояния нирваны.

Индийскую философию обвиняют в пессимизме, догматизме, консерватизме, абсолютизации психического, равнодушие к этике.

Главный интерес этой философии – отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Этика стоит на 1 месте в китайской философии. Особое внимание мыслителями уделялось единству мира. В этой связи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В данном учении есть два подхода: в одном случае им предавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – преимущественно этическое (Конфуций). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой.

Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следование его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавится от личных стремлений, почувствовать дао.

Соблюдать дао – это означает по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным, для которого характерны 5 добродетелей: жень – человечность, спокойно-уравновешенность, любовь к другим, будь благопристойным, ненавязчивым; чжи – мудрость, интеллект, и – следование этике справедливости, долга, чести. Особенно это касается отношениям семьи и на службе; ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.

Конфуций видел осуществление своей программы в процессе образования и воспитания молодых