Лекция №11. Философия марксизма.

Обзор: Философия Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1872) – последний представитель классической немецкой философии. Отстаивал материалистический взгляд на природу и человека. Материализм Фейербаха оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм,за­ключающийся в понимании человека как высшего продукта при­роды, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Фейербах ставил перед философией следующую задачу: филосо­фия должна стать учением о человеке, то есть антропологией. Он выступил со своего рода переоценкой прежних философских ка­тегорий. Пространство и время, материя и движение должны рас­сматриваться через призму человека. Философия ставит человека не в центр мироздания и не только отправной точкой, но конеч­ной целью философствования.

Природа— основа духа. Она же должна явиться основой и но­вой философии, призванной раскрыть земную сущность челове­ка, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мыш­ление человека верно отражает существующую вне сознания дей­ствительность. Основную роль в познании философ отводил чув­ствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассмат­ривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений.

Он вскрыл связь идеа­лизма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущ­ности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхож­дение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психо­логии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Последний — есть объективация сущности человека; положительные черты (всеблагость и т. д.), которыми обладает наивысшее существо, - есть свойствачеловеческого рода. Фейербах говорит: "Человек человеку Бог". Объектом поклонения заслуживает быть не абстрактный Бог, а человеческий род в целом. Сам человек - есть Бог для другого человека.

Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из самых главных философских направлений в XIX - XX в.в.. Создавая новое мировоззрение Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) критически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных утопиях, учениях в области политической экономии и утопического социализма. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, международного рабочего движения.

Бесспорной заслугой марксизма является создание новой формы материализма – диалектического материализма, а так же материалистического понимания истории общества. Предшествующие философы материалисты не видели связи материализма и диалектики. Иаркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорил о диалектике идей, то в марксизме диалектика понималась как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления – отражение объективной диалектики.

Философия марксизма утверждает материальное единство мира. Идеальное сознание – высший продукт развития материи. Марксистская философия отрицает существование каких-либо низменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в иде качественно разнообразных, изменяющихся вещей явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи.

Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания: общественная практика образует его основу и является критерием истины.

Марксизм исходит из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. «Способ производства обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).

Исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в тоже время объективен, закономерен. Законы общества определяют в общих чертах тенденции развития общества. Одним из этих законов является закон соответствия производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономической формации.

Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции.

Маркс и Энгельс по новому поставили вопрос о функциях философии, она должна стать активной социальной силой, для этого она должна овладеть массами, и, прежде всего, стать мировоззрением передового, революционного класса, который заинтересован в изменении существующего общественного строя и способен провести за собой трудящиеся классы. Таким классом, по мнению марксизма, является пролетариат. Марксизм прямо и скрыто признавал классовый характер своей идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.

Философию марксизма продолжали и развивали соратники Маркса и Энгельса – И.Дицген, П. Лафарг, А. Лабриола, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.