Философия Гегеля.
Философия И. Канта
Лекция №10.
Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником классической немецкой философии. В теории познания выступает как представитель агностицизма. По утверждению Канта, имеются 2 стола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещи всегда отличаются от «вещи в себе», хотя бы в силу относительности нашего знания. «Вещь для нас» всегда есть лишь сторона объекта, «вещи самой по себе».
Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. веру, нравственные убеждения. Отсюда 3 вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что могу надеятся?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на 2 ой религия, на третий мораль.
Говоря о морали, Кант утверждает ее «автономность», независимость от религии. Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима – это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом – хорошо. Главный императив («категорический императив») у Канта звучит так: «Я всегда должен поступать именно так, чтобы я также мог желать превращение моей максимы во всеобщий закон». Например, эгоизм аморален, ибо не один эгоист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.
Развивая свою концепцию Кант говорит, что есть 3 способности души – рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. В основе его философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по его мнению, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным «Я», т.е. Общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества.. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которое прошло человечество на протяжении всей своей истории.
Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному.
Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоритическим или созерцающим. Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее, желающее, стремящееся. Более высокая ступень – разум, когда самосознание постигает свою всеобщность и усматривает в себе высшую полноту реальности. Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.
Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии – понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, значит дойти «до понятий». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта. Гегель стремился охватить весь природный и духовный мир одним понятием, таким понятием является «Абсолютная идея», под которой понимается разумное мышление как первоначало ли субстанция всего существующего.
Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. от общих определений к определениям обогащенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика, которая, по мнению Гегеля, является научно-теоритическим осознанием первой. Через логики «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде всеобщих категорий, начиная от самых бедных – бытия. Небытия. Наличия бытия, качества, количества, меры и заканчивается конкретными, многообразно определяемыми понятиями – химизма, биологизма, познания. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли, они не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале, они составляют сущность вещей.
Следующий этап саморазвития – природа. Это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но вспомогательное средство. Превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конкретных чувственных еденичностей. По Гегелю, Бог создает природу для того, чтобы из неее возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается на 3 уровнях: антропология, феноменология ( превращение души в сознание на 3 этапах: сознание – самосознание – разум) и психологии.
Второй стадией человеческого духа является объективный дух,, который разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.
Высшей формой развития «Абсолютной идеи» является «Абсолютный Дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении всей его истории. Это таже «Абсолютная идея» скрыто работающая в человеческих целях и делах, скрытая причина всех деяний и познаний. Под «Абсолютным Духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента движение «Абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс может быть мыслим как замкнутый круг.
В определенном противоречии с системой Гегеля находится его диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.
Гегель характеризовал диалектику как движущую силу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.