Лекция №8. Философия эпохи Возрождения.

Тема 4: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Философию эпохи возрождения, прежде всего, отличает ярко выраженный антропоцентризм. Здесь человек понимается как самостоятельная личность. Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному рассвету искусства, гуманистической мысли.

Родоначальником гуманизма в Италии был признан Франческо Петрарка (1304-1374). Видными представителями гуманизма были Джовани Боккачо, Лоренцо Валла и др. Гуманисты сделали переводы античных авторов. Они утверждали необходимость развития как души, так и тела человека, равенства всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви.

В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Николло Макиавелли (1469-1527) разрабатывает новую концепцию государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческой деятельности – интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничивать. И тогда возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от божественной воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Принципом государственной морали он предлагает правило: «Цель оправдывает средства». Правда имеется в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом в последствии часто забывали.

Томас Мор (1478-1535) в книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий видел в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности.

В позднее Возрождение вновь возникают идеи скептицизма. Мишель Монтень (1533-1592) считал, что истоки подлинного разумного философствования - в классической древности, т.к. ей была свойственна «свобода мыслей»

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для нее характерны следующие черты:

- Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога.

- Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком.

- Гиллоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия.

- Идея самодеятельности материи.

Николай Кузанский (1401-1464) говорит о том, что нет ни какого центра мира. Леонардо да Винчи (1452-1519) утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений. Бернардино Телезио (1509-1588) считает, что началом вещей служит материя, которая сама по себе пассивна. Кроме нее есть еще и активные силы – тепло и холод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы. Джордано Бруно (1548-1600) утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и одновременно является естествознания Нового Времени Галилео Галилей (1564-1642). Он разрабатывал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий. Галилей отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механистических. Он говорил о необходимости сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.

На исходе эпохи Возрождения развернулись реформаторские движения, инициированные Мартином Лютером (1483-1546), который выступил против ряда догматов и элементов культа Римской католической церкви. В основу лютеранского вероучения был положен догмат о достижении «небесного спасения» посредством личной веры, а не путем подчинения авторитету и различных приношений служителям культа. Сложилась Лютеранская церковь, а так же ряд других лютеранских конфессий. В результате реформации разрушилась духовная диктатура Римско-католической церкви, началось развитие буржуазно-светского мировоззрения и культуры.