Номинализм и реализм в средневековой философии.

Лекция №6

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капитулах, существовали так же придворные школы. Преподавание велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получила название схоластики, т.е. школьные учености.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, включающую две группы наук: тривиум («трехпутье»), в который входила грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадриум в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот вопрос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка зрения восходит к Платону. В крайнем случае реализм исходил из того, что существует только общее, а индивидуальное отдельно не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более, чем обман чувственного восприятия.

Приверженцы номинализма (с латинского имя) утверждали, что реально существуют лишь отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.

В умеренных формах реализма признавалось, что общее есть и в самих вещах, а в умеренных формах номинализма считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся свойств. Общее как понятие (концепт) обозначает классы вещей.

Философские споры между ними могли поставить под сомнение догмат о едином Боге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа – Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая – порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем – третья природа – сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Видный представитель номинализма в ранней схоластике – Росцелин (ок.1050-1110). Он утверждал, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи. Общее лишь есть слово. Ни роды, ни виды реально не существуют. Конечно язык позволяет нам создать, например, слово «белизна», но оно ни чего не выражает, поскольку в действительности существуют лишь белые предметы.

Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром (1079-1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов, они не существуют до и независимо от единичных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.

Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.