Тема 3:СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Киники

Стоики

Эпикур

Философия периода эллинизма.

Лекция №4

Философия сосредотачивается на жизни отдельного человека, философы рассматриваемого времени считали условием счастливой и добродетельной жизни освобождение человека от власти внешнего мира и, особенно от политической сферы.

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх перед богами и смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями Поскольку человек – телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшее благо – достижение блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными блаженствами могут быть духовные наслаждения и блага – дружба и знание. Высшая форма блаженства – полный душевный покой, отрешенность от всех проблем мира – атараксия. Эпикура незаслуженно обвиняют в насаждении культа телесного наслаждения. По его мнению: нельзя жить разумно, не живя приятно, и нельзя жить приятно – не живя разумно. Все хорошо в меру!

(название живописного портика – «стои», где собирались представители этого течения)

Стоицизм исходит из определения о предопределенности всего. Все события в мире подчинены строжайшей закономерности (неотвратимая необходимость)

1-ый принцип этики: поступать разумно, жить в сообразно с природой. Философ или мудрец – это человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.

Выражением упадка и кризиса древнегреческой философии стала философии киников. Эта школа стремилась не, сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Ее наиболее видными представителями являются Антисфен, Кратер, Диоген Синопский.

Антисфен проповедовал отказ, от каких либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Он общался с простыми людьми, одевался и говорил как они, считая утонченную философию никчемной. Его последователи осуждали рабство.

Ученик Антисфена Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желаний, и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни непрочны, ибо они есть дары случая. Его девиз: «Быть нагим и одиноким».