Исследование обстоятельств ДТП.
Предмет, объекты, задачи судебно-автотехнической экспертизы.
Исследование повреждений, образованных холодным оружием.
Следственный осмотр холодного оружия и назначение экспертизы.
Вопросы, разрешаемые экспертизой холодного оружия, и основные положения методики исследования.
Понятие и классификация холодного оружия.
Разновидностью судебной трасологической экспертизы является судебно-экспертное исследование холодного оружия.
При решении вопроса об отнесении предмета к холодному оружию устанавливается, обладает ли он комплексом признаков, которые характеризовали бы его как определенную разновидность холодного оружия.
Холодным оружием является оружие, у которого средство непосредственного поражения цели приводится в действие с помощью мускульной силы человека.
По способу (принципу) поражающего действия холодное оружие может являться колющим, рубящим, режущим, колюще-режущим, рубяще-режущим, колюще-рубящим, колюще-режуще-рубящим, ударно-раздробляющим, а также смешанного или комбинированного действия.
При назначении экспертизы холодного оружия:
1. Является ли предмет холодным оружием?
2. Каким способом он изготовлен?
3. К какому типу, виду, разновидности, образцу холодного
оружия относится данный предмет?
При экспертизе механических повреждений одежды:
1. Каков механизм образования повреждений на одежде?
2. Не данным ли предметом образованы повреждения на
одежде?
Лекция № 8.
Тема: Автотехническая экспертиза.. Бухгалтерская экспертиза. Прочие судебные экспертизы
Научной базой судебной экспертизы дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств (далее — ДТП и ТС) является отрасль экспертного знания, направленная на изучение закономерностей, относящихся к техническому состоянию транспортных средств, механизму ДТП, дорожной обстановке на месте происшествия и действиям участников ДТП.
Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТС являются обстоятельства дела, связанные с установлением:
- события ДТП;
- механизма ДТП;
- дорожной ситуации на момент ДТП;
- фактических и должных действий участников ДТП,
- технического состояния ТС и его соответствия техническим правилам безопасности движения и эксплуатации.
Объектами судебной экспертизы ДТП и ТС являются:
- транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, трамваи, троллейбусы, тракторы и иные самоходные механизмы, прицепы и полуприцепы, велосипеды); системы, агрегаты, узлы, детали ТС и их части;
- место ДТП;
- психофизиологические процессы водителя ТС;
- материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертного исследования.
На настоящем этапе развития экспертного знания ДТП изучается как предельное состояние системы "водитель — автомобиль — дорога — среда движения" (ВАДС), характеризующееся прекращением ее нормального функционирования. Для объективного установления причин ДТП и факторов, их вызывающих, требуется комплексное исследование всех указанных элементов, определение состояния каждого из них в статике, а также оценка их структурных взаимосвязей в динамике.
ДТП рассматривается как длящийся многоэтапный процесс, а его механизм анализируется как совокупность дискретных событий-элементов, каждое из которых вносит вклад в развитие события ДТП в целом. При этом в структуре ДТП выделяются семь основных стадий: 1) исходная стадия развития происшествия; 2) начальная стадия; 3) возникновение опасной дорожной ситуации; 4) ответное реагирование системы дорожного движения; 5) управляемая аварийная обстановка; 6) неуправляемая аварийная обстановка; 7) финальная стадия с фиксированными последствиями.
Методика судебной экспертизы ДТП и ТС основана на методах криминалистики, а также механики, физики, математики, биологии, психологии и ряда других наук.
С учетом разнообразия задач и объектов судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТС она подразделяется на следующие виды: судебно-экспертное исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование; судебно-экспертное исследование транспортных средств.
Предмет экспертного исследования определяется ситуацией ДТП, которая может быть следующей:
столкновение движущихся ТС;
наезд ТС на неподвижный объект;
наезд ТС на пешехода;
занос, опрокидывание ТС.
С учетом ситуации ДТП судебная автотехническая экспертиза проводится с целью установления: соответствия действий участников ДТП в сложившейся дорожно-транспортной ситуации техническим требованиям Правил безопасности движения и эксплуатации ТС; механизма происшествия с учетом конкретной сложившейся обстановки; наличия или отсутствия у водителя технической возможности предотвращения ДТП.
Объектами экспертизы обстоятельств ДТП являются преимущественно материалы уголовного дела—протоколы осмотра места происшествия и ТС, протоколы следственого эксперимента, заключения по результатам проведения экспертизы состояния ТС и т.п.
Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение судебной автотехнической экспертизы:
1. С какой скоростью двигалось ТС к моменту начала торможения?
2. Какова должна быть безопасная скорость ТС по условиям видимости дороги или по условиям его устойчивости на
повороте?
3. Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия?
4. Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?
5. На каком расстоянии находилось ТС от места наезда
(столкновения) в определенные моменты: начала движения пешехода по проезжей части дороги; появления пешехода в поле
видимости водителя из-за неподвижного или подвижного препятствия; реагирования водителя с последующим применением торможения; выезда другого ТС на проезжую часть пересекаемой дороги; начала торможения впереди идущего ТС; загорания определенного сигнала светофора и т.д.?
6. Располагал ли водитель технической возможностью
предотвратить наезд (столкновение) в конкретный момент времени путем торможения с момента возникновения опасносисследования и материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы.