Ожидания производителя.

Цены на комплиментарные товары.

Цены на товары-субституты.

Цены на сопряженные товары.

Налоги и дотации.

Характер технологий.

В результате внедрения новой технологии снижается факторная цена, т.е. цена на ресурс, что приводит к росту предложения товара. Следовательно, кривая предложения смещается вправо (SS стремится к S1S1).

И наоборот, устаревшая технология повышает цену на ресурс, снижая предложение товара и смещая кривую предложения влево (SS сместится к S2S2).

Повышение налогов (T) увеличивает издержки производства и сокращает предложение товара, смещая кривую предложения влево (SS сместится к S2S2).

Снижение налогов (T) уменьшает издержки производства и увеличивает предложение товара, смещая кривую предложения вправо (SS стремится к S1S1).

Таким образом, между налогообложением производителя и предложением данного товара обратная зависимость.

Рост дотаций на производителя (G) приводит к увеличению предложения товара и к смещению кривой предложения вправо (SS стремится к S1S1).

Снижение дотаций на производителя (G) приводит к уменьшению предложения товара и смещению кривой предложения влево (SS сместится к S2S2).

Таким образом, между дотациями на производителя и предложением данного товара прямая зависимость.

Если цена на товар-субститут возросла, то по закону предложения величина предложения товара- субститута возросла, а предложение данного товара уменьшилось, кривая предложения стремится влево (SS сместится к S2S2).

Если цена на товар-субститут уменьшилась, то по закону предложения величина предложения товара-субститута уменьшилась, а предложение данного товара возросло, кривая предложения стремится вправо (SS стремится к S1S1).

Таким образом, между изменением цены на товар-субститут и предложением данного товара обратная зависимость.

Если цена на комплиментарный товар возросла, то по закону предложения величина предложения комплиментарного товара увеличилась, и предложение данного товара также увеличится; кривая предложения сместится вправо (SS сместится к S1S1).

Если цена на комплиментарный товар уменьшилась, то по закону предложения величина предложения комплиментарного товара уменьшилась, и предложение данного товара уменьшится; кривая предложения сместится влево (SS сместится к S2S2).

Таким образом, между изменением цены на комплиментарный товар и предложением данного товара прямая зависимость.

 

Если производитель ожидает в ближайшем будущем повышения цен (инфляционные ожидание), то он сократит предложение товара, чтобы продать его в будущем «подороже»; кривая предложения сместится вправо (SS сместится к S1S1).

Если производитель в будущем ожидает понижения цены (дефляционные ожидания), то он увеличит предложение товара, чтобы дороже продать «сегодня»; кривая предложения сместится влево (SS сместится к S2S2).

Таким образом, между ожиданиями производителя и изменением предложения данного товара обратная зависимость.

 

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (ES)

ES =

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение абсолютно эластично, когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение предложения вызывает рост предложения.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальным.

Известный американский экономист Альфред Маршалл ввел понятие лага как фактора запаздывания реакции производителя на изменение цены.

Современная экономика лаговая, поэтому главной перспективой экономики является сокращение лага.

 

3. Рыночное равновесие - это такая ситуация на рынке, которая при оптимальной цене P0 и оптимальном объеме производства Q0 устраивает и потребителя, и производителя.

Графическая интерпретация наиболее удобна, так как позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности. При совмещении кривых спроса и предложения на одном графике (рис. 5.) возникает точка пересечения, обозначаемая «Е», которую принято называть точкой равновесия.

                             
            P              
              D         S    
            P1     Профицит      
                     
            P0   E        
            P2 S   D    
                Дефицит      
            QD1 QS2 Q0QD2 QS1     Q

 

Рис. 6. Рыночное равновесие

Соответствующие этой точке цену - P0 и количество - Q0 называют равновесной ценой и равновесным объемом производства.

Итак, равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Она в свою очередь есть цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Устанавливается ценовое равенство:

P0=PS=PD

где PS - цена предложения;

PD - цена спроса.

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых товаров и/или услуг:

Q0=QS=QD

где QS - объем предложения;

QD - объем спроса.

При любом ином уровне цен объем предложения и объем спроса не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (P1>P0), возникает излишек предложения - профицит. При такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Qs1>QD1). Если цена ниже равновесной (P2<P0), возникает избыток спроса или недостаточное количество товара - дефицит, т.е. количественно предложение меньше спроса (QS2<QD2). При такой цене покупатели готовы купить больше, чем могут продать продавцы.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

- информационную - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

- нормирующую - она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует и на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

- стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент товара, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

 

Очевидно, что продажные (фактические) цены не всегда совпадают с равновесными. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия. Таким образом, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, необходимо рассмотреть, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.

Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня P0 и выросла до уровня P1. В этом случае объем предложения (QS1) превышает объем спроса (QD1), что означает наличие избытка товара - профицита, а следовательно, при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет реализовать свой товар. Цены диктуют потребители, стремящиеся «подешевле купить». Это увеличит объем продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия «Е», когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

Противоположная ситуация, т.е. снижение цены ниже равновесной (P2<P0) характеризуется превышением объема спроса (QD2) над предложением (QS2) или дефицитом товара. Ясно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, цены будут диктовать продавцы и, воспользовавшись ситуацией, будут предлагать товар по более высокой цене. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, где спрос и предложение совпадут.

Оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия особенно тогда, когда на рынке существует конкуренция.

Объяснение установления равновесия в результате колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит крупному швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834-1910 гг.)

 

Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал великий английский экономист А. Маршалл (1842-1924 гг.), который считал, что, реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения.

          P                
            D             S  
          PAD              
          P0       E        
          PBD              
          PAS             D
            S              
            QA   Q0   QB     Q

 

Рис. 7. Формирование равновесной цены по Маршаллу

Логика его рассуждений такова. При любом объеме производства ниже равновесного (например, при QA) цена предложения меньше цены спроса (PAS<PAD). Это весьма выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене PAS, они легко продадут их (спрос готов поглотить по этой цене именно количество QA), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесной.

Когда реальный объем производства (QB) превысит равновесный уровень, цена предложения будет выше цены спроса (PBS>PBD). Как и всегда в рыночной экономике, это будет реально означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса PBD, т.е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена же при этом постепенно поднимется до равновесной.

Оба подхода отражают рыночные реалии, причем действие каждого из них явственно проявляется во вполне определенном временном интервале. Так, колебания цен (механизм Вальраса) способствуют установлению равновесия в коротком периоде. Ведь когда товары уже произведены в определенном количестве, приспособить объем предложения к размерам спроса можно лишь изменением цен. В этом случае размеры производства заданы, а переменными оказываются цены.

Изменения объема предложения (механизм достижения равновесия Маршалла), напротив, выступают на первый план в длительном периоде. Именно в длительном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого, самого значительного объема спроса. Главное, чтобы это принесло прибыль. При таких условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Таким образом, цена выступает как заданная, а предложение товаров - как переменная величина.

Кроме выше названной, есть ситуации, когда рыночное равновесие сложиться не может или складывается более, чем в одной точке.

 

P         P     S  
                 
  D   S     S      
                 
                   
          D      
                   
  D   S       D    
    Q         Q
    а)         б)    

Рис. 8. Ситуации отсутствия рыночного равновесия

 

На рисунке 8 а) ситуация отсутствия рыночного равновесия, когда даже при нулевой цене предложение товара превышает спрос. Это ситуация с неэкономическим благом (воздух, вода). Она возможна лишь в том случае, когда предложение продукта природы превышает спрос на него. Если потребности возрастают, а предложение уменьшается, то создаются условия для воспроизводства продукта природы в продукт труда, а неэкономическое благо переходит в разряд экономических.

 

На рисунке 8 б) ситуация отсутствия рыночного равновесия, когда даже при нулевом объеме производства затраты настолько велики, что при любой цене, устраивающей производителя, нет покупателя (ситуация с товаром, сделанным на заказ - машина из золота).

 

W D      
  E1      
  S   B  
         
         
         
      E0  
      SD
        Q
       

Рис. 9

Ситуация присутствия рыночного равновесия

более, чем в одной точке

На рисунке 9показана ситуация на рынке труда, где кривой спроса представлено количество рабочих мест, предлагаемых работодателем для каждого уровня цены, а кривой предложения - труд работника.

Чем выше цена труда, тем больше предложение труда и меньше спрос на труд.

Однако, есть две ситуации равновесного состояния на рынке труда:

в точке E0 - ситуация, когда стоимость труда соответствует прожиточному минимуму, ниже которого трудиться не имеет смысла;

в точке E1 - ситуация, когда стоимость труда соответствует максимуму заработной платы, выше которой трудиться становится опасным для жизни.

В точке B - стандарт благосостояния, не достигнув которого, работник стремится каждую дополнительную единицу свободного времени использовать на труд для повышения своего материального благосостояния - эффект дохода.

Если же уровень благосостояния работника выше стандарта благосостояния, то каждую дополнительную единицу свободного времени он будет тратить не на труд, а на досуг - эффект замещения.

4. Величину полезностидля различных субъектов рынка определяют«излишек» потребителя и «выгода» производителя.

    P              
      D S          
    P1              
  «Излишек» E0          
  P0 «Выгода» P2            
               
    S   D        
        Q0   Q      
                   
Рис.10. «Излишек» потребителя и «выгода» производителя

«Излишек» потребителя - это та величина полезности, которую потребитель получает, покупая по цене P0.

«Излишек» потребителя определяет потенциальные возможности потребителя и выражается ассортиментов потребляемой продукции.

Если цена возрастает и становится выше равновесной (P1>P0), то потенциальные возможности потребителя снижаются, ассортимент потребления сокращается, «излишек» уменьшается. Но даже при более высокой цене найдутся потребители, которые готовы будут купить товар.

Если цена снижается и становится ниже равновесной (P2<P0), то потенциальные возможности потребителя растут, ассортимент потребления расширяется, «излишек» увеличивается, а следовательно, расширяется спрос на товары потребителей, которые стремятся «подешевле купить».

Таким образом, потребители, стремясь «подешевле купить», при определенных обстоятельствах готовы купить и «подороже».

«Выгода» производителя - это та величина полезности, которую производитель получает, продавая по цене P0.

«Выгода» производителя определяет потенциальные возможности производителя, стремящегося продать «подороже» больше продукции, и выражается не в фактической, а в потенциальной величине прибыли, которую может получить производитель, продавая свою продукцию по более высокой цене.

Если цена возрастает и становится выше равновесной (P1>P0), то «выгода» производителя возрастает вместе с его возможностями максимизировать свою прибыль за счет роста цен, что совпадает с его стремлением «продать подороже».

Если цена снижается и становится ниже равновесной (P2<P0), то «выгода» производителя уменьшается, снижаются его возможности максимизировать свою прибыль. Но даже в этом случае найдутся производители, которые готовы будут «продать подешевле».

Таким образом, производители, стремясь «подороже продать» при определенных обстоятельствах готовы «продать и подешевле»

5.Нарушение рыночного равновесия возможно из-за вмешательства извне.Таким инструментом может служить государственное вмешательство в экономику в условиях рыночного равновесия.

В этом случае могут использоваться четыре механизма государственного регулирования экономики: