Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах.

Рост числа покупателей.

Доходность потребителя (I - income - доход).

При изменении спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя действует закон Энгеля.

Согласно этому закону товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называют нормальными товарами или товарами высшей категории.

Если доход потребителя растет, то спрос на нормальные товары растет. Происходит смещение кривой спроса вправо (DD стремится к D1D1)(рис. 1 б).

Если доход потребителя снижается, то спрос на нормальные товары уменьшается. В этом случае кривая спроса смещается влево (DD стремится к D2D2) (рис. 1б).

Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения дохода потребителя принято называть товарами низшей категории или низшими товарами.

Если доход потребителя растет, то спрос на низшие товары снижается. Происходит смещение кривой спроса влево (DD стремится к D2 D2) (рис. 1 б).

Если доход потребителя снижается, то спрос на низшие товары увеличивается. В этом случае кривая спроса смещается вправо (DD стремится к D1 D1) (рис. 1 б).

Таким образом, закон Энгеля показывает характер взаимодействия спроса на различные виды товаров в зависимости от изменения доходности потребителя.

Рост числа покупателей товара вызовет увеличение спроса на данный товар, что приведет к смещению кривой спроса вправо (DD стремится к D1 D1) (рис. 1 б).

И наоборот, уменьшение числа покупателей товара приведет к снижению спроса на данный товар и смещению кривой спроса влево (DD стремится к D2 D2) (рис. 1 б).

Таким образом между изменением числа покупателей товара и спросом на данный товар прямая зависимость.

Влияние потребительских ожиданий на спрос весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами - уверенностью в обязательном подорожании товаров. В этом случае ожидания потребителей повышения цен на покупаемые ими товары приводят к росту спроса на эти товары, что можно объяснить стремлением потребителей купить «подешевле» и впрок. В этом случае кривая спроса смещается вправо (DD стремится к D1 D1) (рис. 1 б).

Если потребители ожидают в будущем снижение цен на товары, то спрос на эти товары может уменьшиться. Это объясняется появившейся возможностью у потребителей в будущем купить данный товар «подешевле». Дефляционные ожидания приводят к смещению кривой спроса влево (DD стремится к D2 D2) (рис. 1 б).

Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.

Таким образом, между ожиданиями потребителей и изменением спроса на товар прямая зависимость.