Дополнительной единицы данного блага.
Которое вызвано потреблением каждой
То приращение общей полезности блага х,
Поскольку ∆ x = 1, то MUx = ∆TUx, а ∆TUx = TUx(n) - TUx(n-1)
Например:
Xn | TUx | MUx |
- | ||
10(10-0) | ||
6(16-10) | ||
5(21-16) | ||
2(23-21) | ||
0(23-23) | ||
-2(21-23) |
На основании данных 1-го и 2-го столбцов таблицы вычисляем предельную полезность блага х и заполняем 3-й столбец.
В результате полученных данных строим график общей полезности(ось ординат - TUx; ось абцисс - x)и график предельной полезности(ось ординат - MUx; ось абцисс - х)
TUx | ||||||||||||||
1 | x | |||||||||||||
MUx | ||||||||||||||
1 | x |
Сущность закона убывающей предельной полезности: каждая допонительная единица потребляемого блага несет потребителю все меньшую предельную полезность.
Вначале маржиналисты пытались найти абсолютную величину предельной полезности, т.е. вычислить ее количественно (cardinal - количественный)
кардиналисты. Но, поскольку предельная полезность блага - величина субъективная и зависит от вкусов и предпочтений потребителя, им не удалось найти универсальный показатель предельной полезности.
Тогда среди маржиналистов появились сторонники поисков относительной величины предельной полезности, которые пытались соотнести, упорядочить различные наборы благ с точки зрения их предпочтения или безразличия для потребителя (order - порядок) ординалисты.
Они стали основоположниками Теории потребительского выбора. Теория потребительского выбора - более поздний вариант Теории предельной полезности, основоположники которой в отличие от кардиналистов не отрицали существования других альтернативных источников формирования стоимости товара кроме предельной полезности блага.
Современная Теория потребительского выбора основана на принципах ординалистского подхода:
* Аксиома упорядоченности: каждый потребитель упорядочивает различные наборы благ с точки зрения предпочтения или безразличия для него.
x>y
y>x
x≈y
* Аксиома ненасыщенносити: потребитель в момент упорядочивания благ не
должен быть перенасыщен ни одним из них.
* Аксиома транзитивности:если потребитель упорядочивает не менее трех благ (x,y,z), то:
x>y x≈y
x>z x≈z
y>z y≈z
* Аксиома независимости:каждый потребитель упорядочивает различные наборы благ независимо от других потребителей в своих собственных интересах.
2.Одним из способов исследования поведения потребителя на рынке являются кривые безразличия.