Структура бизнес-плана и этапы его составления
Роль бизнес-планирования в развитии предприятия
Планирование деятельности позволяет достичь поставленных целей, главная из которых – максимизация прибыли.
Планирование является необходимым элементом деятельности каждой организации и представляет собой функцию управления.
Бюджет – это количественное выражение плана.
Бюджетирование – это процесс подготовки оптимальных управленческих решений.
В планах экономического и социального развития отдельных субъектов хозяйствования предусматриваются показатели по объему продаж, объему производства, себестоимости продаж и производства, а также финансовых результатов. Как правило, эти планы составляются на дальнюю перспективу.
Бизнес-план – это часть плана экономического и социального развития, и составляется такой план, как правило, на 1 год. В нем детализируются показатели плана экономического и социального развития.
Существует несколько классификационных признаков бюджетов организации. Можно выделить следующие виды бюджетов:
1. По сфере деятельности:
· Операционные (текущие);
· Инвестиционные;
· Финансовые.
2. По видам затрат:
· Бюджет текущих затрат;
· Бюджет капитальных затрат.
3. По методике составления:
· Фиксированный бюджет;
· Гибкий бюджет.
4. По периоду составления:
a. Оперативный;
b. Текущий;
c. Перспективный.
5. По детализации показателей (по степени содержания информации):
a. Укрупненный;
b. Детализированный.
Бизнес-план является рабочим инструментом, который описывает процесс функционирования отдельного субъекта хозяйствования, цели и задачи по их достижению. Бизнес-план помогает организации достичь определенных показателей по объемам производства, продажи, себестоимости, финансовым результатам, занять новые позиции на рынке, получить кредитные ресурсы и привлечь инвесторов.
Бизнес-план конкретизирует план социально-экономического развития организации и учитывает реальные финансовые возможности ее.
Бизнес-план позволяет решить следующие основные задачи отдельного субъекта хозяйствования, а именно:
- провести экономическое обоснование целесообразности деятельности самой организации и ее структурных подразделений;
-определить на перспективу объемы продаж, производства, потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;
- спрогнозировать ожидаемую платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчивость.
Каждая из вышеперечисленных задач решается во взаимосвязи с другими задачами.
Четкой, последовательной структуры бизнес-плана не существует, так как бизнес-план зависит от идеи, инвестиционного проекта или плана дальнейшего развития отдельного субъекта хозяйствования, его специализации.
В практике работы отдельных организаций, как правило, структура бизнес-плана состоит из трех блоков.:
1 - словесное описание состояния бизнеса или инвестиционного проекта;
11 – планы продаж, производства, обеспеченности ресурсами, т.е. те разделы, которые поддаются количественному выражению;
111 – финансовый план.
Этапы составления бизнес-плана:
1 – подготовительный этап – краткое описание субъекта хозяйствования, его основных задач и целей. В данном случае субъект хозяйствования выступает как производитель товаров (работ и услуг). Этот субъект хозяйствования выступает как социальная организация, где сотрудники развивают и проявляют свои способности и удовлетворяют свои потребности. Субъект хозяйствования является конкурентом перед другими товаропроизводителями, социальной единицей, учитывающей интересы всего общества через оплату налогов и сборов и частью рыночной многоукладной экономики;
11 – определение целей разработки бизнес-плана.
Цели становятся инструментом управления, когда они определены, сформулированы, доведены и приняты персоналом.
Главная цель бизнеса – максимизация прибыли – должна конкретизироваться в определенных экономических показателях для каждого структурного подразделения. Успех деятельности отдельной организации зависит от эффективности работы её структурных подразделений. Цели становятся инструментом управления, когда они определены конкретно и известны персоналу и работникам. Можно выделить следующие свойства целей:
a) соподчиненность (цели подсистем вышестоящего уровня обуславливают цели подсистем нижестоящего уровня);
b) развертываемость (общая цель бизнеса должна быть развернута по содержанию, структурным подразделениям и времени);
c) гибкость (цели должны быть гибкими, т.е. должны предусматривать возможные корректировки);
d) измеримость (цели должны быть измеримы).
111 – определяется структура бизнес-плана;
Структура бизнес-плана зависит от размеров организации, специализации и наличия структурных подразделений). Основным показателем, определяющим размер, является объем товарной продукции (выручка). Объем валовой продукции, наличие работников, основных и оборотных средств, производственных мощностей являются косвенными показателями, подтверждающими основной. Специализация – это процесс общественного разделения труда. Она определяется по структуре товарной продукции, т.е. по удельному весу каждого вида продукции в общем объеме продаж.
1У – разработка каждого раздела плана. Этот этап является самим важным, трудоемким и ответственным, к разработке каждого раздела плана привлекаются специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, статистическая и бухгалтерская отчетность, личные наблюдения, фотография рабочего дня и др.