Состояние и развитие топливно-энергентического комплекса России.
Перспективы реформирования и развития отраслей ТЭК России.
Комплекса России.
Лекция №1. Состояние и развитие топливно-энергетического
Система управления финансами предприятия
Т |
опливно-энергетический комплекс – совокупность отраслей промышленности производящих добывающих, перерабатывающих и осуществляющих транспортировку и распределения всех видов топлива и ресурсов.
ТЭК включает:
· Топливная отрасль, включающая в себя нефтяную, газовую, угольную, сланцевую и урановую промышленности.
· Электроэнергетика, которая включает в себя тепловые электростанции, ГЭС и АЭС.
· Теплоэнергетика, то есть производство тепла в котельных и на ТЭЦ.
· Энергосети магистральные и распределительные.
· Теплотрассы для центрального теплоснабжения.
· Трубопроводы для нефтепродуктов и газопродуктов.
· Комплекс нефтеперерабатывающих заводов.
· Система нефтебаз, нефтехранилищ, газохранилищ и автозаправочных станций.
Нефтегазовый комплекс это одна из основных составляющих ТЕК, это основа экономики России, так как нефтегазовый комплекс производит более тринадцати процентов всей промышленной продукции, формирует более девятнадцати процентов дохода в бюджет России и обеспечивает половину валютных поступлений в бюджет.
К сожалению, с начала девяностых годов в экономике страны сложилась такая ситуация, которая характеризуется снижением внутренней платёжеспособности в стране, что привело к снижению спроса на энергоресурсы внутри страны. Начиная с 1984, прирост запасов не восполняют даже снизившую добычу, и компенсирует её объёмы лишь на 60-70 процентов по нефти и 40-50 процентов по газу. Сокращение минерально-сырьевой базы страны это прямое следствие снижения объёмов геологоразведочных работ.
В эти годы был практически прекращён ввод в эксплуатацию новых месторождений. Все крупные месторождения к этому времени уже отработаны, а открываются в основном мелкие месторождения с незначительными запасами в девять-десять миллионов тонн. Нефтяные компании были вынуждены консервировать нерентабельные скважины. В это время было законсервировано около 40000 скважин. Ресурсно-технологический кризис совпал с экономическим кризисом, который был усугублён законодательно-правовыми, структурными и инвестиционными проблемами.
Начиная с 2000 года обстановка в отрасли начинает стабилизироваться. В начале 90 годов начинается переход от монопольных государственных структур к образованию закрытых и открытых акционерных обществ, совместных предприятий и к организации вертикально-интегрированных компаний. Эта перестройка была вызвана следующими причинами:
· Неэффективность административных методов управления, так как ослабли финансовые и маркетинговые рычаги управления.
· Раздробленность отрасли на отдельные предприятия. Что привело к разрыву хозяйственных связей.
· Резкое падение объёмов добычи.
Дальнейшие перспективы развития отрасли определены планом «Энергетическая стратегия России». Наряду с акционерными обществами по инициативе предприятий в начале девяностых годов начали создаваться более сложные и рациональные структуры – вертикально-интегрированные компании, которые объединили предприятия добычи, переработки и нефтепродуктообеспечения. Преимущество вертикально-интегрированных компаний состоит в том, что они обеспечивают полный цикл производства от добычи до реализации нефтепродуктов. Кроме этого концентрация финансовых ресурсов в пределах компании даёт возможность их быстрого использования.
Основой ТЭК на весь ближайший период остаётся газовая промышленность. В газовой промышленности будет реализован комплекс следующих мер:
· Модернизация и реконструкция системы газоснабжения с целью повышения её надёжности и эффективного использования.
· Разработка и освоение новых газодобывающих регионов, таких как Ямал и разработка месторождений на шельфе Сахалина.
Для решения проблемы эффективности нефтегазового комплекса необходимо совершенствовать налоговую политику, снизить издержки производства, повысить инвестиционную активность и обеспечить приток иностранного капитала. Большое значения для создания в России благоприятное инвестиционного климата имеет подписание указа в 1997 году «О мерах по реализации федерального закона «о соглашениях о разделе продукции»». В связи с этим была создана межведомственная комиссия по координации и регулированию всех вопросов СРП. СРП как юридическая форма взаимоотношений между нефтяными компаниями и правительствами различных стран в настоящее время используется более чем на 170 нефтяных и газовых месторождениях мира. Сам закон направлен на создание более стабильных налоговых условий для инвесторов, что и должно способствовать привлечению иностранного капитала в Россию.
Основными направлениями внешней экономической политики в нефтегазовом комплексе является сохранение, и расширение рынка сбыта энергоресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение зарубежных инвесторов.