Тема: предмет и метод экономической науки.

Конспект по ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Преподаватель: Волков Феликс Михайлович

Цена и ценообразование

Себестоимости в условиях рынка

Особенности формирования

Существуют две системы управленческого учета:

1. полное включение затрат в себестоимость продукции (традиционный учет по полной себестоимости)

2. неполное, ограниченное включение затрат в себестоимость по какому – либо признаку (возникла в связи с рынком, используется для налогообложения) Direct Costing

Direct Costingбазируется на разделении общих издержек на постоянные и переменные, когда только последняя группа используется при определении себестоимости изделия. Постоянные расходы в расчет себестоимости не включаются, а как расходы данного периода их списывают с полученной прибыли в течении того периода, в котором они были произведены.

Выручка – переменные затраты = маржинальный доход (валовая маржа)

(себестоимость по переменным затратам)

Постоянные издержки + прибыль = маржинальный доход

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара (это сумма денег, за которые покупатель готов купить, а производитель продать товар).

Цена должна обеспечивать сбыт продукции в количестве гарантирующем доход, должна возместить все расходы и принести прибыль, должна обеспечить успех в конкурентной борьбе.

Виды цен:

В зависимости от сферы регулирования

- свободная

- контрактная, договорная

- монопольная

- регулируемая (контроль государства)

 

По времени действия

- твердая (постоянная)

- текущая (отражает какие-либо изменения)

- сезонная (в рамках периода)

- скользящая (изменение условий, например инфляция).

 

 

I. Необходимость изучения ЭН.

II. Предмет ЭН.

III. Функции ЭН.

IV. Метод ЭН.

V. ЭН и управление.

VI. Основные эконом школы.

 

I. Необходимость изучения:

1. Знания нужны каждому человеку, чтобы решать свои жизненные вопросы. (Идёте на рынок: цена, спрос и т.д.)

2. Общегражданская причина: чтобы полнее реализовать свои права и обязанности.

3. Профессиональная причина: экономика -- основа управленческой деятельности, также объект управления.

4. место ЭН в иерархии наук (высочайшее признание ЭН в мировой науке).

5. Международная традиция (Международный стандарт требует: Александр I в 1804 г.)

6. Наука интересная.

 

 

II. Предмет ЭН.

Ксенофонт "Домострой" -- первое упоминание "Экономии".

Антуан деМонкретьен: в 1615 г. написал "рассказ о политической экономии , посвященный молодому королю Людовику XIII и его матери Марии Медичи".

 

Предмет изучения: Экономика в реальной действительности, сущность эконом жизни об-ва.

Взгляды разных школ на ОСНОВУ экономики:

Ксенофонт: домашнее хоз-во.

Меркантилисты: внешняя торговля, ограбление колоний.

Адам Смит: "Наука о природе и причинах богатства народа" -- труд.

Рикардо: "Наука о распределении богатства" -- кто и почему мт претендовать на богатство.

Марксизм: чб построить коммунизм, нужно ликвидировать эконом основу капитализма; "Наука о производственных отношениях".

Немецкая историческая школа: "Наука о народном хоз-ве".

Австрийская школа: марженолизм, субъективные оценки людьми эконом процессов, предельные возможности, затраты, издержки.

Неоклассическая школа: попытка синтеза всех направлений, "Наука о повседневной деловой хозяйственной жизни людей, в ходе к-ой они осуществляют выбор вариантов использования ресурсов"; как максимально удовлетворить потребности людей при условии ограниченных эконом ресурсов, "Наука о выборе наиболее рационального использования ресурсов".

Неоклассический синтез: взять всё лучшее, что найдено различными эконом школами с целью получения самого общего представления.

 

Предмет ЭН: создать представление о сущности экономики, чтобы заставить экономику служить об-ву.

 

III. Функции ЭН:

1. Познавательная (позитивная) -- формирует научные знания о развитии и функционировании экономики.

2. Практическая (прагматическая или нормативная) -- как должна функционировать экономика, вырабатывать решения, к-ые позволят привести экономику к желаемому результату.

3. Прогностическая -- что ждёт в будущем.

4. Методологическая -- даёт методологию для всех конкретных ЭН, для др ЭН; показывает, с чего начинать исследования, какого результата ожидать; что в какой последовательности делать, чтобы прийти к желаемому результату.

5. общегражданская -- помогает на индивидуальном уровне найти наиболее оптимальные решения в той или иной конкретной ситуации; как решать эконом вопросы с учётом интересов др людей.

6. Критическая -- ЭН позволяет выяснять недостатки текущего состояния экономики, внести коррективы.

7. Творческая -- наука не должна стоять на месте.

 

IV. Метод ЭН.

1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.);

2. Фиксировать (записывать) эконом явления;

3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам);

4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части.

5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности.

6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара);

7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости;

8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).

 

Эконом подход должен быть системным.

Активное использование математических способов обработки данных (мат схемы, мат модели).

 

ЭН предполагает составление гипотез, к-ые проверяются на практике.

 

V. Наука и управление.

Управление считается одной из конкретных ЭН.

Рассмотреть по порядку все функции ЭН и показать их важность для управленца.

ЭН -- один из научн базисов управления, без знания к-ой нельзя быть управленцем. Нужна во всех функциях.

Нужна прагматич сторона ЭН: решения должны быть научно обоснованными.

 

1. Экономика -- объект управления. Чтобы принимать правильные решения, надо знать объект.

2. Экономика даёт методы воплощения в жизнь эконом решений (эконом регулирования).

3. Экономика -- критерий правильности решений (показатель, барометр).

4. Экономика -- источник средств, на к-ые сущ-вует управление.

5. Экономика требует совершенствования управления, заставляет управление обновляться.

 

VI. Основные Эконом школы. История эконом науки.

В XI в. возникает каноническая школа; руководитель -- монах Грациан (продолжатель -- Фома Аквинский): объединяются аристотельские представления об экономике с библейскими положениями.

С появлением капитализма возникает меркантелизм. Источник богатства -- внешняя торговля.

Физеократы (Гиней и Тюрго) -- источник богатства в сельском хоз-ве.

Классическая английская школа (Питте, Адам Смит, Рикардо).

Затем много течений: Школа спроса и предложения, Школа полезности (Галиани), Школа факторов пр-ва.

Возникновение Марксизма.

Немецкая историческая школа (Лист, депран): источник богатства -- народное хоз-во.

Соц школы: основа экономики -- правовые институты.

Математико-экономическое направление.

Австрийская школа: марженализм, школа предельных величин.

Неоклассика (Маршал).

Институцианолизм (Митчел, Брайн).

XX в. -- появление Кейнсианства: в предмет ЭН вводится гос-во.

 

Тема 2. Экономика; её сущность и основы.

1. Сущность и структура экономики.

2. Сферы экономической жизни.

3. Экономические системы.

4. Потребности и ресурсы в экономике.

5. Выбор и ожидания в экономике.

6. Экономические программы развития.

7. Принципы экономического мышления и поведения.

 

I. Сущность и структура экономики.

Экономика -- особая сфера жизни общ-ва, к-ая обеспечивает общество и всех его членов необходимыми для его существования и развития материальными благами и услугами.

Экономика на входе имеет ресурсы, а на выходе материальные блага и услуги, обеспечивающие жизнедеятельность общ-ва. Экономика обеспечивает трансформацию ресурсов в мат блага и услуги.

Экономика должна постоянно функционировать, идти вперёд, т.е. все элементы экономики должны действовать и развиваться.

Структура элементов экономики:

1. ЛЮДИ -- главная производительная сила экономики. Выступают в двух качествах:

а) потребители;

б) производители.

2. Экономические (хозяйственные) объединения людей. Бывают двух основных видов:

а) как потребители -- домохозяйства (основа домохозяйства -- семья). Домохозяйство -- объединение людей с целью совместного проживания, ведения хоз-ва, удовлетворения потребностей.

В США -- около 65 мнд., в России -- около 50 млн.

В среднем ч-к живёт около 70-и лет, т.е. 25,5 тыс. дней. из которых:

9000 дней трудятся;

8000 -- спят;

1500 -- едят;

1000 -- отдыхают;

1000 дней проводят в транспорте.

б) как производителей. Основная хоз единица -- фирма (юридическое лицо). В США -- около более 22 млн. +- 70000; в России -- около 3.3 млн.

3. Экономические процессы -- однородные эконом действия, к-ые обеспечивают решение эконом задач (процее страхования, кредитования, торговли, обмена и тд).

4. Экономические методы -- инструменты, позволяющие субъектам экономической деятельности обеспечивать экономические процессы (инструменты кредитования, конкуренции, эконом методы подавления эконом противников и тд).

5. Экономические (производственные) отношения -- взаимное воздействие (связи, линии взаимодействия) субъектов экономического процесса друг на друга.

Структура эконом отношений:

а) субъект;

б) объект;

в) содержание (характер) экономических отношений (сотрудничество, конкуренции, поддержки и заботы, гнёта и притеснения и тд)

Виды эконом отношений:

временные (рабовладение); различные по уровню (макроэкономика, микроэкономика) и тд.

6. Экономические законы -- те объективно существующие закономерности, к-ые заставляют экономику функционировать именно так а не иначе (обуславливают экономические процессы) -- закон стоимости, спроса и предложения и др.

7. Эконом институты -- формы, методы орг-ции, к-ые структурируют действие людей,определяю порядок поведения людей, упорядочивая эконом жизнь и делая её предсказуемой.

Виды эконом институтов:

а) организации (минестерства, деканат);

б) формы (законы, приказы и, указы, графики проч.).

Институты делятся на формальные (определённые сверху: президентом, парламентом, деканом) и неформальные (традиции, обычаи).

 

Все вышеперечисленные элементы в совокупности дают представление об экономике.

Схема:

Отдельные люди вступают друг с другом в отношения, образуя звено (бригаду на ферме, группу на факультете). Деятельность этого звена регламентируется институтами (положениями о звене, указами и др). Звенья объединяются в бригаду (курс). Бригады затем объединяются в цехи (факультет). Объединяясь, цехи образуют хозяйственные едины=ицы, к-ые выступают как самостоятельные звенья, как юридические лица -- фирмы и приравненные к ним орг-ции. Фирмы могут образовывать концерны и тд.

 

Экономика делится на официальную и теневую (сначала в мире около 5%, потом в Италии -- 13-14%, в Африке -- порядка 30%, в России после реформ Б. Н. Ельцина -- около 50%). В мире в год в теневой экономике отмывается около 1 трлн. 300 млрд. долларов.

 

Роль экономики в жизни общества.

1. Экономика обеспеивает существование общества;

2. Экономика обеспечивает развитие общ-ва: создаёт источники экономического развития;

3 и стимулирует это развитие;

3. придаёт развитию общ-ва эффективный характер: меньше затрат, больше результат;

4. Экономика придаёт рациональный характер развитию общ-ва: не толькоминимизирует затраты, но и увеличивает выгоды;

5. Эконмика определяет характер других сфер жизни, базис общ-ва;

6. Определяет положение страны на мировом уровне.

7. Определяет благосостояние каждого ч-ка.

 

II. Сферы экономической жизни. ***

4 сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство -- обеспечивается создание материальных балг, необходимых для существования общ-ва.

Блага бывают:

а) материальные -- продукты пр-ва в вещ форме;

б) услуги -- результаты пр-ва, не имеющие вещной формы.

 

Распределение -- определяется доля каждого участника пр-ва в созданном продукте и выделяется в соответствии с этой долей часть произведённого.

Распределение

а) Привлекает производителей;

б) поддерживает существование людей;

в) стимулирует лучший труд.

Вторичное распределение предполагает 2 вида действий: инъекции и изъятия.

Третичное распределение денежной массы гос-ва:

трансферты -- изъятия из бюджета и инъекции другим участникам экономического процесса (пособия, дотации -- деньги на текущие расходы, субвенции -- деньги, получаемые на определённые программы, субсидии -- целевые трансферты, к-ые выделяются на долевой основе).

 

Обмен -- приведение продукта, полученного в результате распределения, в соответствии с собственными потребностями.

Обмен должен быть:

а) эквивалентным;

б) взаимовыгодным.

 

Потребление -- использование созданных продуктов и услуг.

Бывает двух видов:

а) личное потребление;

б) производительное потребление.

За свою жизнь ч-к потребляет:

8 т. хлеба и хлебобулочных изделий, 11 т. картофеля, 6-7 т. мяса, 10000 л. молока, 10000 яиц.

 

 

III. Экономические системы. ***

Экономическая система -- это упорядоченное единство взаимосвязанных элементов и сфер экономики; конкретная форма объединения этих элементов и сфер, обеспечивающие её оптимальное функционирование.

Развитие экономической системы мт быть прогрессивным или регрессивным. Прогрессивное -- положительные качества системы увеличиваются, а отрицательные -- уменьшаются; регрессивное -- наоборот.

По мере развития происходят смены экономических систем -- революционным путём или эволюционным.

 

Виды эконом систем:

натуральное и рыночное,

на смену аграрным системам приходят индустриальные, затем постиндустриальные.

Формационные эконом сисстемы:

первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

 

IV. Потребности и ресурсы в экономике. ***

Интересы (личные, групповые, корпоративные, домохозяйства) движут общ-вом и экономикой.

Чтобы удовлетворять эти интересы, существует экономика, к-ая из ресурсов (природных) создаёт факторы пр-ва, обеспечивая этим переход ресурсов в предметы и услуги.

Ресурсы:

1. природный фактор;

2. трудовые ресурсы труд как фактор;

3. Капитал;

4. Предпринимательская способность и деятельность.

Соотношение факторов:

в 1800 г. материальный фактор -- 80%, в 1913 г. -- 70%, в 1950 г. -- 50, в 2000 г. -- 30%.

 

V. Выбор и ожидания в экономике. ***

Соотношение ресурсов и потребностей: потребности неограничены, ресурсы редки.

Отсюда:

1. Какие потребности удовлетворять засчёт ограниченных ресурсов?

2. На что направить ограниченные ресурсы?

Нужно выбрать: потребности и ресурсы.

Выбирая, решаются 3 фундаментальные задачи:

1. Что производить с помощью имеющихся редких ресурсов?

2. Для кого производить?

3. Как производить? с помощью каких фирм, технологий, методов?

В результате выбора происходит распределение ресурсов -- аллакация ресурсов. Здесь важную роль играет управление на свех уровнях.

Кривая производственных возможностей.

Для экономики характерно неопределённое будущее. На ряду с проблемой выбора возникает проблема ожидания (прогноза).

Задача: наши ожидания наиболее точно отражают действительность.

Принципы, к-ыми необходимо руководствоваться при планировании (прогнозировании):

11. принцип научности управления;

2. опираться на собственный опыт, на знания реальной действительности, нужна реальная оценка действительности;

3. Ожидания и выбор должны иметь информационные основы (информационное обеспечение): чем больше информация, тем более правильное решение.

Проблема риска.

Риск -- действие в условиях эконом неопределённости, к-ое может дать повышенную выгоду, но может привести к потерям (даже разорению).

 

VI. Экономические программы. ***

Каждый участник эконом деятельности разрабатывает программу действий на будущее (эконом программа региона, страны).

Решаются вопросы распределения ресурсов, установление приоритетов и способы (инструменты) для выполнения программы (прим., реформы Витте, программа Столыпина, программа национализации, военного коммунизма, НЭПа, индустриализации, коллективизации, пятилеток, восстановления хоз-ва после войны).