Себестоимость электроэнергии на КЭС

На КЭС производится один вид продукции - электроэнергия, поэтому при калькуляции себестоимости все затраты по электростанции полностью относятся на электроэнергию, переданную с шин электростанции в сеть.

В составе затрат, относимых на себестоимость энергии, выделяются постоянные затраты, не зависящие от объема производства продукции (Ипост.) и переменные, зависящие от объема производимой продукции (Иперем.):

,

К постоянным затратам относятся: амортизационные отчисления, затраты на оплату труда, социальные отчисления и часть прочих затрат. Все материальные затраты относятся к переменным затратам.

В смете затрат КЭС наибольший удельный вес (60-70%) приходится на переменные затраты — материальные и в первую очередь топливные, которые рассчитываются, как:

(руб./год),

где ВКЭС годовой расход топлива на КЭС в отчетном периоде, определяемый по результатам бухгалтерского и технического учета, т н.т/год;

цтопл цена топлива, руб./т н.т.;

aпот коэффициент потерь топлива при транспорте и складировании.

При планировании топливные затраты определяются, исходя из нормативного удельного рас­хода на кВт∙ч и передаваемой с шин КЭС в сеть электроэнергии.

(руб./год),

где – нормативный удельный расход топлива на переданный с шин КЭС в сеть киловатт-час, г у.т./кВт∙ч;

Nу – установленная мощность КЭС, кВт;

hy – число часов использования уста­новленной мощности КЭС в плановом периоде, ч/год;

Цтопл – цена топлива франко-станция назначения, руб./т у.т.;

– нормативный коэффициент потерь топлива.

Соответственно топливная составляющая себестоимости переданного в сеть с шин станции кВт∙ч определяется:

(руб./кВт∙ч).

Отсюда следует, что если годовые топливные затраты (Итопл.) зависят от объема производства энергии, то топливная составляющая себестоимости (стопл.) не зависит от объема выработки, являясь функцией цены топлива и удельного нормативного расхода топлива на кВт∙ч.

Основными условиями снижения топливной составляющей себестоимости являются:

а) снижение удельного расхода топлива на производство энергии;

б) использование более дешевого топлива. Однако такое топливо имеет, как правило, более низкие качественные показатели, что влечет за собой увеличение потерь при сжигании топлива и увеличение удельного расхода топлива. Снижения цены топлива можно достичь в результате проведения на конкурсной основе тендерных торгов на поставку топлива;

г) сокращение потерь топлива при транспортировке до топливного склада, при складировании и хранении.

Затраты на оплату труда с социальными начислениями определяются в соответствии с численностью каждой категории работников, тарифными ставками, выплатами компенсирующего и стимулирующего характера и ставки ЕСН. При этом численность рабочих рассчитывается по нормам обслуживания по числу рабочих мест и смен, а численность специалистов и служащих – на основе штатного расписания.

В энергетике расходы на оплату труда являются постоянными затратами, ибо численность персонала не изменяется при изменении выработки электроэнергии (при неизменном составе оборудования электростанции).

Снижение численности персонала и уменьшение годового фонда заработной платы возможно за счет расширения зон обслуживания, совмещения профессий, повышения уровня автоматизации производственных процессов. В перспективных технико-экономических расчетах расходы на оплату труда с социальными начислениями определяются по формуле:

(руб./год),

где – штатный коэффициент на КЭС, чел./МВт;

Ny – установленная мощность КЭС, МВт;

Фгод – среднегодовой фонд оплаты труда, руб./(чел./год);

aсоц. – коэффициент, учитывающий от­числения в фонды социального назначения.

Составляющая себестоимости электроэнергии по оплате труда с социальными начислениями рассчитывается так:

(руб./кВт∙ч).

Из формулы следует, что годовые затраты на оплату труда не зависят от объема производства энергии, в то время как составляющая себестоимости по оплате труда с социальными начисления­ми обратно пропорциональна объему передаваемой с шин КЭС энергии и является переменной составляющей себестоимости.

Снижение составляющей себестоимости по оплате труда достигается увеличением передачи электроэнергии с шин КЭС или сокращением штатного коэффициента.

Расходы на оплату труда в существенной степени зависят от штатного коэффициента.

Амортизационные отчисления на КЭС определяются по формуле:

(руб./год),

где aам – норма амортизационных отчислений; – удельная стоимость ОПС на КЭС, руб./кВт; Nу – установленная мощность на КЭС, кВт.

Соответственно, амортизационная составляющая себестоимости рассчитывается так:

(руб./кВт∙ч).

Годовые амортизационные отчисления являются постоянными затратами, не зависящими от выработки электроэнергии, в то время, как амортизационная составляющая себестоимости обратно пропорциональна выработке и, соответственно, передаче электроэнергии с шин станции. Чем больше передача электроэнергии с шин КЭС, тем меньше величина амортизационных затрат, приходящихся на каждый отпущенный с шин кВт∙ч электроэнергии, тем ниже себестоимость электроэнергии на КЭС.

В составе прочих расходов присутствуют затраты как зависящие (экологические платежи, водный налог, расходы на рекламу), так и не зависящие (командировочные расходы, страховые платежи) от объема производимой электроэнергии. С учетом этого деления на снижение составляющей себестоимости прочих затрат влияют все вышеперечисленные факторы, действующие на снижение постоянных и переменных затрат на КЭС.

В итоге структура сметы затрат и себестоимости переданного в сеть с шин КЭС киловатт-часа электроэнергии составляет:

Материальные затраты 60-70% (в зависимости от цены топлива)

Оплата труда с социальными отчислениями 5-10%

Амортизация 5-8%

Прочие 15-25%

Следует отметить, что при всех прочих равных условиях (одинаковой мощности электростанций, для ТЭС – одинаковых начальных параметрах пара, при одинаковом виде топлива и цене на топливо) себестоимость электроэнергии на КЭС выше по сравнению с себестоимостью электро­энергии на ТЭЦ, АЭС и тем более ГЭС, ввиду больших расходов топлива и, как следствие, значительных топливных затрат.