Орденалистский

Кардиналистский

Подходы к анализу полезности

Теория потребительского поведения

Данная теория была впервые предложена сторонником школы маржинализма, одним из принципов, который они предложили, был принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. В соответствии с ним экономический процесс представляет собой взаимодействие субъектов, стремящихся к максимизации своего благосостояния. Некоторым недостатком данной теории считается то, что никто кроме одного субъекта не сможет дать оценку результатам деятельности, следовательно, теория носит достаточно субъективный характер.

Базовым понятием данной теории является полезность – это степень удовлетворения, которую получает субъект от потребления товара. U

- общая полезность – совокупная полезность, которую получает потребитель от потребления общего количества определенного блага (суммарная полезность некоторого количества потребляемого блага) TU

- предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении объема потреблания данного блага на 1 единицу MU

  1. Кардиналистский подход (количественный)
  2. Орденалистский подход (качественный)

Данный подход является исторически первым, его родоначальниками считаются Уильям Джеванс, Леон Вальрас, Карл Менгер. Данная теория основана на предположении, что возможно оценить уровень полезности любого блага с помощью специальных условных единиц (ютиль). Данный подход использовал для анализа поведения потребителя несколько гипотез:

  • Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета осуществляет свои покупки так, чтобы получить максимальное удовлетворение от всей совокупности потребляемых благ
  • Любой потребитель может дать количественную оценку полезности любого блага в ютилях
  • Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага становится меньше предыдущей – первый закон Госсена
  • Второй закон Госсена представляет собой правило максимизации полезности – условие равновесия потребителя: потребитель, имея информацию о ценах на товары и оценив полезность каждого из них, так распределяет свой бюджет, чтобы купить количество товаров, которое позволит ему получить максимальное удовлетворение

MUa/Pa=MUb/Pb=…=MUn/Pn

Основной недостаток: фиксированность полезности каждого продукта в единицах, фиксация достаточно субъективна.

 

Возникла в 30-е годы ХХ века. Родоначальники: Вильфредо Фаретто, Джон Хикс.

Данная теория является более мягкой по сравнению с количественной. От потребителя здесь не требуется умение изменять полезность благ, а достаточным условием является то, что потребитель должен быть способен упорядочить все возможные товарные наборы по степени их предпочтительности. Суть порядковой теории заключается в том, что здесь используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтения потребителя. Данная теория основывается на следующих гипотезах:

  • Гипотеза полной упорядоченности (потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия)
  • Гипотеза транзитивности (если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочтет набор А набору С – четко проранжировать имеющиеся наборы)
  • Гипотеза ненасыщения (при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага его меньшему количеству)
  • Гипотеза независимости потребителя (удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров, на выбор потребителя не действуют никакие эффекты).

В порядковой теории понятие полезность означает порядок предпочтения товаров потребителем. Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора.

 

Кривые безразличия – это геометрическое место точек, каждое из которых представляет собой такой набор из 2 товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (кривая показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности). В каждой из точек потребитель получает одинаковое удовлетворение от потребления товара А или В. Не важно, какой набор товаров выберет потребитель.

Кроме 1 кривой безразличия у каждого потребителя они могут отличаться и составлять карту кривых безразличия – набор кривых безразличия.

 

Предельная норма замещения – количество блага В, от которого следует отказаться ради увеличения на 1 единицу блага А таким образом, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

MRS=ΔB/ΔA (всегда отрицательна)