Возможные значения коэффициента.

Возможные значения коэффициента.

Эластичность спроса и предложения

Влияние государства на отношение спроса и предложения.

Выигрыши производителя и потребителя

Выигрыш потребителя – превышение между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель и ценой на товары, которая складывается на рынке.

Выигрыш производителя – разница между минимальной ценой, за которую производитель готов реализовать свою продукцию и ценой на товар, сложившейся на рынке.

 

  1. Фиксация цены
  2. Налоги – формирование новой точки равновесия. Изменение уровня выигрышей в сторону уменьшения.
  3. Дотации – формирование новой точки равновесия. Изменение уровня выигрышей в сторону увеличения.

Государство кроме фиксации цены может установить пределы повышения/понижения – потолок и пол цен. Рынок будет искать ситуацию равновесия.

 

Эластичность – это степень реакции одной переменной на изменение другой переменной.

Выделяют 4 типа эластичности:

  1. Эластичность спроса по цене
  2. Эластичность предложения по цене
  3. Эластичность спроса по доходу
  4. Перекрестная эластичность спроса

 

Эластичность спроса по цене – степень реакции объема спроса в зависимости от изменения цены товара.

Epd=ΔQd%/ΔP%

В соответствии с законом спроса Epd всегда отрицательная величина.

Но т.к. с отрицательными величинами работать сложно, то рассматривается значение по модулю.

1) Epd>1, повышение цены характеризуется сильным уменьшением величины спроса, товар обладает высокой эластичностью, показатель эластичного спроса (дорогостоящие товары)

2) 0<Epd<1 – повышение цены характеризуется меньшим уменьшением величины спроса, неэластичный спрос (товары первой необходимости)

3) Epd=1, единичная эластичность

4) Epd=+∞, ,бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно большое увеличение величины спроса, абсолютно эластичный спрос

5) Epd=0, любое изменение цены не будет изменять объем спроса, абсолютно неэластичный спрос

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

· Доля товара в доходе человека

· Степень необходимости

· Наличие товаров-заменителей

· Отсутствие времени для ощущения выбора

 

Эластичность предложения по цене – степень реакции объема предложения в зависимости от изменения цены.

Eps=ΔQs%/ΔP% Всегда положительная величина

1) Eps>1, эластичное предложение, небольшое возрастание цены приведет к большому возрастанию величины предложения

2) 0<Eps<1 – неэластичное предложение, изменение цены приводит к меньшему изменению величины предложения

3) Eps=1, единичная эластичность

4) Eps=+∞, абсолютно эластичное предложение

5) Eps=0, абсолютно неэластичное предложение

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

· Стоимость, возможность хранения

· Период, в течение которого изменяется цена на товар: короткий и длительный (чем более коротким является период реакции на изменение цены, тем менее эластично предложение)