КОНКУРЕНЦИЯ

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ

Антимонопольное регулирование

Виды рынков

Понятия конкуренция и монополия

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Лекция №3

Марта 2011

Конкуренция («сталкиваться») – представляет собой соперничество или борьбу между экономическими агентами за лучшие условия производства и сбыта товара.

 

Признаки:

  • Конкуренция как явление или процесс происходит исключительно на рынке и представляет собой борьбу которую ведут товаропроизводители с целью реализовать свой товар или стремятся создать максимально благоприятные условия для сбыта своей продукции.
  • Конкуренция ведется именно за ограниченный спрос. Возможно в том случае, если у общества ограниченные возможности на приобретение товара.
  • Конкуренция возможна только на открытых рынках, т.е. на рынках. Где нет финансовых и правовых ограничений.

 

Роль конкуренции:

    1. Суверенитет потребителя. Полная свобода в принятии решения по приобретению товара.
    2. Суверенитет производителя. Практически неограниченные возможности в выборе производимого товарах
    3. Адаптация производителя к изменяющимся запросам потребителей, а также совершенствованием технологий.
    4. Связь стремления предпринимателя к получению максимальной прибыли с научно-техническим прогрессом
    5. Зависимость получаемого дохода от затраченных усилий и их эффективности.

 

Типы конкуренции:

1. Ценовая конкуренция. Представляет собой соперничество продавцов, когда каждый стремиться выиграть за счет более низкой цены на товары. (Предполагает снижение стоимости). Данный тип конкуренции при чрезмерном усилии приводит к разрушению. Основное условие успешной конкурентной борьбы – это постоянное совершенствование технологий.

2. Неценовая конкуренция. Представляет собой борьбу между производителями, в основе которой лежит достижение более высокого качества технологического уровня и другого качественного совершенствования товара. Ценовой фактор становится второстепенным. Неценовая конкуренция является созидательной. Основное условие успешной неценовой конкуренции: уникальность производимого товара. Основной неценовой механизм – реклама.

 

Методы конкуренции:

1. Ценовой метод.Борьба между производителями. Выделяют три метода ценовой конкуренции:

a. Понижение цены. Молодая кампания стремится попасть на рынок где уже существует несколько кампаний. Для этого кампания будет устанавливать стоимость товара ниже, чем у конкурентов. Этот механизм будет недлительный, так как кампания теряет прибыль и сдерживает развитие. Любой рынок имеет свои сегменты.

b. Поддержание цены на неизменном уровне

c. Повышение цены.