Лекция 3. Теория предельной полезности.
В соответствии с этой теорией, стоимость, ценность можно определить величиной полезного эффекта, получаемого человеком от его потребления, то есть предельной полезностью блага с учетом индивидуальной оценки полезности блага конкретным потребителем.
Таким образом, стоимость товара - цена товара (оценка), отражает затраты труда на его производство, и величина полезности этого товара для потребителя.
Полезность блага - это свойство удовлетворять потребность покупателя. Общая полезность - полезность, получаемая от всего набора полученных благ. Она возрастает по мере приобретения больших единиц блага.
Предельная полезность убывает с каждым приростом того его количества, которое есть в распоряжении потребителя в данный момент времени. Величина ценности блага определяется предельной полезностью товара.
Существует два способа измерения предельной полезности.
1. кардиналистский - с помощью условной (абстрактной) счетной единицы ютиль.
2.ординалистский - измерение полезности товаров и услуг с помощью шкалы предпочтений.
Предпочтения основываются на трех предпосылках.
1. всеобщности предпочтений - т. е. потребитель знает свои потребности и может их аранжировать.
2. транзитивность предпочтений - т. е. последовательность и согласованность.
3. ненасыщенность предпочтений - т. е. большее количество товара предпочитают меньше людей.
Графически отношение предпочтений отражает кривая безразличия, на которой находятся равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.
Свойства кривой безразличия:
Кривая безразличия показывает, в каких соотношениях продаваемые наборы товаров будут равнозначны для потребителя. Например, если набор состоит из масла и сыра в соотношении 8/1, а второй в соотношении 1/8, то они равнозначны, то есть при увеличении потребления сыра покупатель отказывается от все большего количества масла и наоборот.
Потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, будет равна предельной полезности на одну денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Правила максимизации потребительского эффекта, или экономического равновесия потребителя:
, MUx, y - предельные полезности, Px, y - цены товаров.
Рациональный выбор потребителя - покупка оптимального количества товара с оптимальной полезностью. Пример: Цена молока - 2 у.е., сока - 6 у.е. Доход - 24 у.е.
24:2 = 12л молока, 24:6 = 4л сока.
Набор | Молоко, 1 л. | Сок, 1 л. |
С С1 С2 С3 |