Лекция 6. спрос. предложение. рыночное равновесие. рыночный механизм. структура рынка. типы конкурентных рынков

 

Понятие «спрос» и «предложение» являются одними из самых важных в экономической науке, т.к. без них немыслимо функционирование рынка.

Спрос определяет то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Он главным образом зависит от дохода потребителя (его бюджета) и цены товара. Зависимость между ценой и количеством спрашиваемого продукта – обратная.

 
 

Главное свойство спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот, т.е. чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. Это есть т.н. закон спроса, представленный кривой с отрицательным наклоном (Рис. 6.1.а) отражающей варианты соотношения цены и величины спроса. Каждая точка графика гипотетического спроса на санаторно-курортное лечение представляет сочетание цены и соответствующее ей количество путевок, которые потребители готовы купить по данной цене. Например, по цене 80 т.р. за путевку, ее желают купить всего 100 чел. в месяц, а при снижении цены до 20 т.р. – уже 500.

а) закон спроса б) закон предложения
Рис. 6.1. Законы спроса и предложения

В основе закона спроса лежит ряд основных причин (Рис. 6.2):

1. Цены, выступающие ограничением приобретаемых товаров.

2. Бюджетные ограничения. Денежный доход потребителя, представляет собой фиксированную сумму, в пределах которой могут осуществляться расходы. Доход может различаться количественно, но его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности конкретного человека. Стремление рационально использовать личный бюджет при различных ценах заставляет потребителя делать выбор между разными товарами (какие покупать, а какие нет). Рост отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможность покупки товаров и уменьшает уровень благосостояния и наоборот.


Рис. 6.2. Основные причины появления спроса

3. Эффект дохода – при более низкой цене человек может купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении других благ или направить оставшиеся деньги на другие цели. Т.е. при неизменном номинальном доходе, его реальный доход возрастает.

4. Эффект замещения – при более низкой цене у потребителя появляется желание купить более дешевый товар вместо подобных товаров, стоящих относительно дороже. Например, заменить дорогую телятину более дешевыми куриными окорочками.

5. Потребительские предпочтения – знание покупателя о том, какую полезность он извлечет из каждой последующей единицы купленных им товаров и услуг. Различают совокупную и предельную полезность товара. Совокупная полезность – это общее удовлетворение, которое получает человек от потребления конкретного количества товара. Человек максимизирует совокупную полезность, используя разумное поведение – получить максимум товаров при минимуме расходов. Предельная полезность – добавочное удовлетворение, которое получает человек от потребления дополнительной единицы товара. Предельная полезность каждой последующей купленной единицы товара будет падать потому, что потребность в нем будет постепенно удовлетворяться – это называется законом убывающей предельной полезности. Если покупатель считает, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка первой его единицы принесет наибольшее удовлетворение, которое с приобретением последующих единиц этих же товаров будет падать. Снижающаяся полезность прослеживается при покупке всех видов товаров. Для личного потребления можно купить один, или пять телевизоров, автомобилей, квартир, шуб и т.д. Но в силу здравого смысла, покупатель устанавливает для себя какой-то предел, когда каждая дополнительная единица затраченных денег на одинаковый товар приносит относительно меньшую полезность, чем предыдущая.

6. Эффект нового покупателя возникает тогда, когда человек ранее не мог купить товар из-за его дороговизны, а при снижении цены – покупает. Обычно люди берут больше продукта по низкой цене, чем по высокой.

Помимо цены на спрос активно влияют и неценовые факторы или неценовые детерминанты. К ним относятся следующие:

1. Изменение вкусов покупателей. Например: в развитых странах все более популярным становится физическое здоровье, что повышает спрос на натуральные продукты и пищевые добавки, витамины, санаторно-курортное лечение, спортивные тренажеры и т.д.

2. Изменение числа покупателей. Так снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детские товары, услуги педиатров, образование.

3. Изменение дохода. Увеличение доходов повышает спрос на нормальные товары – сливочное масло, мясное филе, фирменные медикаменты и снижает спрос на товары низшей категории – бутербродный маргарин, дешевую колбасу, аналоги фирменных медикаментов.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. А товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении денежных доходов и наоборот, называются товарами низшей категории.

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженный товар может быть заменителем продукта (взаимозаменяемый товар) или сопутствовать ему (взаимодополняющий товар). Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Так снижение цен на композитные материалы химического отверждения, применяемых для пломбирования зубов, может сократить спрос на фотокомпозитные пломбировочные материалы. Когда два продукта являются взаимодополняющими, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Так снижение цен на фотополимеризующую лампу, может повысить спрос на фотокомпозитные пломбировочные материалы. Ряд товаров являются независимыми, самостоятельными продуктами и изменение цены на один практически не повлияет на другой (изменение цены на стоматологические услуги не повлияет на спрос услуг венеролога).

5. Ожидание. Например, ожидание роста цен на лекарственные препараты могут побудить потребителя запасти впрок нужные ему медикаменты, даже не взирая на то, что срок их годности может истечь.

Следует различать понятия изменение величины спроса и изменение спроса (Рис. 6.1.а). Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую по кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена-количество продукта» к другой (переход от одной точки к другой на кривой D1). Причиной изменения служит изменение цены продукта. Изменение спроса, как правило, вызывается неценовыми причинами и означает перемещение всей кривой. Так увеличение спроса смещает кривую вправо от D1 к D2, а уменьшение спроса смещает кривую спроса влево от D1 к D3.

В экономике существует понятие эластичности спроса. Под эластичностью спроса по цене (ценовой эластичностью спроса) понимают изменение спроса на данный товар, под влиянием изменения цен.

 
 

Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1% изменения цены за единицу товара. Расчет осуществляют по формуле:

где Ed - ценовая эластичность спроса, P – первоначальная цена, Q – первоначальное количество покупаемого товара, ΔQ – изменение спроса, ΔP – изменение цены, Q1 – величина спроса при прежней цене, Q2 – величина спроса при новой цене, Р1 – прежняя цена, Р2 – новая цена.

Эластичность может принимать и отрицательное значение и во внимание принимается лишь ее абсолютное значение.


Существует несколько вариантов ценовой эластичности спроса, из них можно выделить три основных: эластичный, неэластичный и с единичной эластичностью (Рис.6.3).

а) эластичный спрос б) неэластичный спрос в) единичная эластичность
Рис. 6.3. Эластичность спроса

Спрос эластичен (Ed>1) если небольшие изменения в цене Р приводят к значительным изменениям в объеме продаж Q (Рис. 6.3.а). Например, если снижение цены медицинской услуги на 2% вызовет рост спроса на 4%, то – это спрос эластичный. Т.е. снижение цены хотя и приведет к уменьшению общей выручки, но прирост продаж не только компенсирует потери вызванные снижением цены, но и увеличит доходность. Здесь изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Спрос неэластичен (Ed<1) если существенное изменение в цене Р приводят к небольшим изменениям в объеме продаж Q (Рис.6.3.б). Обычно это характерно для предметов первой необходимости, дешевых и трудно заменяемых товаров. Например, если снижение цены медицинской услуги на 3% вызовет рост спроса на 1% – это спрос неэластичный. Уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки, а расширение объема продаж будет недостаточным для компенсации снижения дохода, получаемой с единицы продукции, в результате общая выручка уменьшится. Увеличение цены вызовет изменение общей выручки в том же направлении. Если единственный в районе стоматологический кабинет увеличит стоимость оказания медицинских услуг, то он больше выиграет на повышении цен, чем он потеряет на сокращении величины спроса, т.к. P2Q2 > P1Q1, где P1 – цена до подорожания, P2 – цена после подорожания, Q1 – спрос до подорожания, Q2 – спрос после подорожания (как в примере, приведенном выше). Однако если в районе откроется еще ряд стоматологических кабинетов, то неэластичный характер спроса на медицинские услуги может быть нежелательным, т.к. увеличение предложения может привести к резкому падению их рыночных цен и приведет к сокращению общей выручки. Примером абсолютно неэластичного спроса может служить спрос больных сахарным диабетом на инсулин. Почти весь высококачественный инсулин производится за рубежом и связи с инфляцией цена на него неизменно растет, но спрос не падает, так как без этого препарата жизнь больных находится под постоянной угрозой.

Спрос с единичной эластичностью (Ed=1) будет тогда, когда процентное изменение цены и последующее изменение объема продаж равны по величине (Рис.6.3.в).

Необходимо сказать, что если фирма поднимает цену на свой продукт, то ей хочется, чтобы спрос был менее эластичным. В этом случае необходимо прививать потребителям «преданность» ее торговой марке. Если же фирма хочет заработать на снижении цен (распродажи), то ей выгоден эластичный спрос.

С помощью показателя перекрестной эластичности спроса можно определить насколько чувствителен спрос на один продукт (товар X) к изменению цены другого продукта (товар Y). Это позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т.е. количество реализуемого товара Х находится в прямой зависимости от изменения цены товара Y, то эти продукты являются взаимозаменяемыми товарами. Если же коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость этих товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент показывает, что два товара не связаны между собой и являются независимыми товарами. Расчет перекрестной эластичности ведется по формуле:

       
   

Показатель эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное изменением дохода потребителя, он рассчитывается по формуле:

Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (нормальные товары), отрицательное – свидетельствует о товаре низшей категории. Значение данного коэффициента находит применение в прогнозировании того, какие отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Практическое значение теории спроса во многом применимо и к здравоохранению. За последнее время во всем мире значительно увеличился спрос на медицинские услуги, на это повлияли следующие причины:

1. Объем потребляемых медицинских услуг сравнительно мало зависит от роста цены. Считается, что спрос на медицинские услуги относительно неэластичен (EdP≈0,2). Так, 10% увеличение цены может привести к уменьшению спроса на услуги здравоохранения только на 2%. Такая относительная нечувствительность расходов на здравоохранение к изменению цен связана с тем, что:

а) люди считают, что здравоохранение не роскошь, а необходимость, почти не существует эффективных заменителей медицинских услуг;

б) медицинские услуги часто предоставляются при несчастных случаях, где соображения по поводу цены не принимаются во внимание;

в) большинство пациентов предпочитают долгосрочные отношения с врачами и редко начинают искать других, когда растут цены;

г) большинство потребителей медицинских услуг имеют страховку, и их не особенно интересует цена на медицинские услуги.

2. Увеличение национального дохода приводит к росту спроса на услуги здравоохранения. Услуги здравоохранения – это нормальный товар, поэтому коэффициент эластичности по доходу (EdR) для них составляет ≈1%. Это значит, что расходы на услуги здравоохранение на душу населения растут примерно пропорционально увеличению дохода на душу населения (3% рост доходов, должен привести к 3% увеличению расходов на услуги здравоохранения).

3. Старение населения. Например, население США в возрасте 65 лет и старше в 1960 г. составляло 9% всего населения, но уже в 1994 г. эта доля составила около 13%. По некоторым прогнозам предполагается, что к 2030 г. она достигнет 21%. Пожилые люди болеют чаще и дольше. Так, люди старше 65 лет потребляют в 3,5 раза больший объем медицинского обслуживания, чем люди в возрасте от 19 до 64 лет. Люди старше 84 лет потребляют в 2,5 раза больший объем медицинского обслуживания, чем люди в возрасте от 65 до 69 лет. Расходы на медицину в последний год жизни – самые высокие.

4. Нездоровый образ жизни. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и табаком наносит большой ущерб здоровью человека и является важным компонентом, увеличивающим спрос на медицинские услуги.

5. Врачи, увеличивающие спрос на услуги здравоохранения. Этому служат ряд причин:

а) асимметричная информация, где продавец обладает информацией, которую покупатель понимает не полностью. Именно врач решает, сколько и какого типа медицинского обслуживания следует потребить. Пациенты на деле передают принятие большей части решений своим врачам, что приводит к возникновению «спроса стимулируемого врачом». Поставщики медицинских услуг экономически заинтересованы в более высоких расходах на здравоохранение. Исследования, проведенные в США, показали, что врачи, имеющие собственную рентгеновскую или ультразвуковую установку, проводят в 4-4,5 больше обследований, чем врачи, таких установок не имеющие. Следовательно, до 1/3 обычных обследований и процедур либо не соответствует болезни, либо их ценность весьма сомнительна.

б) каждый пациент ожидает не только возможность оказания медицинской помощи, но и предполагает возможность судебного разбирательства в будущем. В результате врачи рекомендуют больше обследований и процедур, чем это необходимо пациенту, чтобы снизить вероятность судебного дела и иметь возможность защититься;

в) медицинская этика, согласно которой врач обязан использовать самый лучший способ лечения, что влечет за собой интенсивное применение дорогостоящих процедур. Еще один момент этики заключается в том, что в обществе существует мнение, что человеческую жизнь следует поддерживать так долго, как это только возможно. В связи с этим возникает вопрос, может ли общество платить по $5 т. в день для интенсивного лечения пациента, находящегося в коматозном состоянии и, скорее всего неизлечимого? Большинство людей отвечает на этот вопрос положительно, что также увеличивает спрос.

6. Предоставляемые государством налоговые льготы по оплате медицинских услуг также способны поддерживать спрос на них.

Спрос может изменять свое состояние от ажиотажа (пластические операции, стоматологические услуги, увеличение объема молочной железы с помощью силиконовых имплантантов) до полного отрицания необходимости каких-либо услуг. Поэтому изучению спроса на медицинские услуги уделяется большое внимание во многих странах.

В литературе существует несколько классификаций спроса на медицинские услуги. В основном используется следующая классификация спроса, предложенная Ф. Котлером:

· отсутствующий спрос– на предлагаемый товар или услугу спроса нет;

· падающий спрос – по мере насыщения рынка продуктом спрос снижается;

· полноценный спрос – спрос на экономический продукт устойчив;

· скрытый спрос – наблюдается на продукты, не предлагаемые на рынке или которых недостаточно (услуги семейного врача и пр.);

· нерегулярный спрос – при сезонных колебаниях спроса (заболевания гриппом зимой, инфекционными желудочно-кишечными заболеваниями осенью, спрос на путевки в санаторий выше летом, чем зимой и пр.);

· чрезмерный спрос – спрос на «модные» товары и а также услуги, оплаченные медицинским страхованием;

· нерациональный спрос – спрос на медикаменты при самолечении, табачные изделия и алкогольные напитки и т.п.;

Дополнительно можно выделить следующие виды спроса (Рис. 6.4):

· расчетный – спрос на медицинские услуги рассчитанный на основании показателей общей заболеваемости и показаний к тому или иному виду медицинских услуг в различных классах;

·

 
 

реальный – количество медицинских услуг, реально востребованных потребителями;

· удовлетворенный и неудовлетворенный спрос.