Вопросы к лекции 2.

Рис. 2.1. Рыночная система хозяйствования

Табл. 2.1. Основные виды социально-экономических систем и их признаки

Формация Свойства Традиционная экономика Командная экономика Рыночная экономика
Собственность на ресурсы и средства производства На основе обычаев Государственная Частная и государственная
Экономическая самостоятельность субъекта На основе обычаев НЕТ Большая
Стремление к максимизации доходов На основе обычаев НЕТ Да
Планирование экономики На основе обычаев ДА Относительное
Влияние правительства На основе обычаев Максимальное Существенное
Защита частной собственности На основе обычаев НЕТ Большая

 

Различие происходит, в основном, по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

Во многих экономически слаборазвитых странах действуют системы, основанные на обычаях или традиционные системы. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и малоразвитость экономических отношений обмена служат причиной примитивного способа производства, ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития. Техника производства, обмен и распределение базируется здесь на обычаях, они же диктуют экономические роли индивидов. Обычаи и традиции, закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. Так, в Индии люди делились на касты: священников, воинов, ремесленников, слуг, париев и прочих, поэтому распределение трудовых ресурсов оставалось неизменным.

Решение основных вопросов экономики (Что производить? Как производить? Для кого производить?) осуществляется в традиционном обществе следующим образом: одни и те же изделия производятся из поколения в поколение; технология изготовления изделий практически не меняется; часть продукции отдается феодалу, королю, церкви, часть – на заказ, часть– на рынок, который жестко регулируется правилами, а цены редко меняются.

Технический прогресс и внедрение инноваций в традиционном обществе резко ограничены, т.к. они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя, поэтому четко выражен социально-экономический застой. Религиозные и культурные ценности в такой системе первичны по сравнению с экономической деятельностью, а общество отстаивает сохранение традиций.

Преимущества традиционной экономики – стабильность общества, незначительные колебания цен, возможность создания ряда товаров высокого качества.

Ее главный недостаток – неспособность к техническому прогрессу, отсутствие которого при смене условий существования (например, климата) может привести к краху экономики.

Страны с командной экономикой существовали в разные века, ими управляли диктаторы, сатрапы, цари, короли и пр. Существовали также общественные формы командной экономики в государствах инков, Древней Спарте, христианских, индийских общинах. Это был мир не свободных людей, а мир монархического, кланового, военного, религиозного или другого насилия и принуждения в интересах единоличного или группового господства.

Октябрьская революция в России привела к тому, что образовалась страна с командно-административной экономикой (СССР), где средства производства являлись собственностью общества – государства.

При разработке идей социализма, классики марксизма рассуждали так:

· общество делится на классы эксплуататоров и эксплуатируемых;

· рабочие, продавая свою рабочую силу капиталистам, создают прибавочную стоимость, присваиваемую буржуазией;

· единственный фактор производства – живой труд, который буржуазия эксплуатирует;

· главный порок капитализма в том, что для него целью производства является прибыль, а не благосостояние людей;

· рабочий класс в силу своего общественного положения естественным образом стремится к социализму, путь к которому лежит через насильственную революцию, а её цель – уничтожение капитализма и частной собственности, создание пролетарского государства, или диктатуры пролетариата с общественной или государственной собственностью вместо частной;

· эксплуатируемые сметают класс эксплуататоров, грабят награбленное и строят рай на земле.

Необходимое содержание социализма и перехода к коммунизму – уничтожение товарно-денежных отношений, рынка и денег, высокая централизация управления и планирование всех её частей и элементов. Последней экономической формацией является коммунизм.

Призыв к всеобщему благу привел к тому, что незначительная часть общества в бывшей России получила необъятную власть и «стала всем». Монополия одной партии (РСДРП, а впоследствии КПСС) по существу привела к формированию в стране эксплуататорского класса особого рода, гнёт которого оказался намного сильнее гнёта буржуазии в капиталистических странах. В процессе построения социалистического общества было создано, антидемократическое общество с монополией одной партии, абсолютной властью одного человека (Ленин, Сталин и пр.), а большинство населения, именно тех, «кто был ничем», не только оставили с «ничем», но и поставили в ещё худшее положение. Прежние мелкие собственники (крестьяне, кустари, лавочники и пр.) не только потеряли свою собственность – гарантию честного и свободного труда, но и даже те ограниченные права участия в митингах, чтении газет разных направлений и всего того, что они имели до революции. Они потеряли право на свободу вероисповедания, на свободу передвижения и т.д. Получили же они право на подневольный, принудительный и малопродуктивный труд. Получили право на образование, которое в рамках тоталитарного режима, было, в значительной мере идеологизировано. Получили право на бесплатное лечение, которое, как правило, было недостаточно хорошим.

Как только была устранена частная собственность на экономические ресурсы, ставшие общенародными, были уничтожены и рыночные механизмы. На этой основе была введена командная экономика, которую характеризуют: общественная собственность на все материальные ресурсы и средства производства, а также коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основании государственных указаний в соответствии с установленным планом. Этим планом определено, какие и сколько ресурсов выделяется конкретному предприятию, для выполнения его производственных заданий. Рабочие закрепляются за профессиями и могут быть распределены согласно плану по географическим регионам. Соотношение выпуска средств производства или потребительских товаров устанавливается централизованно. Распределение потребительских благ среди населения осуществляется через государственную торговлю, государственным ценам, а для потребления различных отраслей по каналам централизованного государственного снабжения.

Основные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?) решаются центральным аппаратом. Все материальные ресурсы принадлежат государству. Все работники подчинены по вертикали, вплоть до высшего эшелона. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов, поэтому такая экономика называется плановой. Предприятия участвуют в процессе планирования, сообщая наверх, сколько и какой продукции они могут сделать. Наверху эти данные суммируются, корректируются и возвращаются на предприятия в виде готового плана. Плановый орган (в СССР – Госплан) рассчитывает, сколько необходимо для этого ресурсов (электроэнергии, нефти, стали и т.п.). Далее Госплан передает задание в отраслевые министерства, а те, расписывают производственные задания – сколько и какую продукцию должно произвести каждое предприятие по кварталам будущего года. Предприятия, в свою очередь, распределяют свой план по цехам, участкам, бригадам, вплоть до отдельных работников.

Вся произведенная продукция поступает в собственность государства и перераспределяется в соответствии с планом. Однако планы имеют приблизительный характер, а вкусы и желания потребителей могут меняться. Люди не желают носить однотипные костюмы, часы, ботинки, поэтому в централизованной экономике всегда бывает дефицит одних и избыток других товаров. Хотя впоследствии государство и меняет планы, но может возникнуть дефицит там, был избыток товара. Составлению идеального плана для всей страны в командной экономике мешает ряд факторов: фактор времени (пока информацию соберут и утвердят, она устареет); фактор полноты данных (невозможно собрать информацию обо всех современных и будущих предпочтениях потребителей); фактор неопределенности данных (многие сведения носят вероятностный характер, поэтому все предвидеть невозможно).

Советское нерыночное хозяйство не ориентировалось на потребителя, и было обречено с самого начала. Сбалансированность масс товаров и денег никогда не обеспечивалась, спрос превышал предложение товаров и услуг, и дефицит последних нарастал. А героический труд на производстве стал скорее исключением, чем правилом. В условиях уравниловки многие «советские люди» предпочитали халтурный труд при низкой оплате напряженному и продуктивному труду при высокой оплате. Поэтому была практически потеряна мера труда.

Преимущества командной экономики следующие: возможность сосредоточить все ресурсы общества на одной главной цели, например военном превосходстве или завоевании космоса, где СССР добилась определенных успехов. В области здравоохранения это проявилось в том, что после гражданской войны в сравнительно короткий срок были ликвидированы сыпной и возвратный тиф, резко снизилась младенческая смертность, а также заболеваемость туберкулезом, венерическими и некоторыми другими болезнями. Декларировалось всеобщее равенство. Заработная плата была относительно стабильная, хотя и небольшая.

Недостатки командной экономики состоит в том, что выбор приоритетов из всех возможных альтернатив – исключительная прерогатива государства. Здесь нет ни свободы, ни определения истинной стоимости вещей, есть лишь распределение по указанию сверху. Наблюдается дефицит потребительских товаров, технологическая отсталость всего производства, и, как правило, его низкая эффективность. Большое количество ресурсов СССР направлялось на помощь «братским» партиям. Население богатой природными ресурсами страны, систематически недопотребляли экономические блага.

Практически все социальные отрасли, в т.ч. и здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, поэтому качество отечественного медицинского оборудования и медикаментов было низким, их не хватало для всех ЛПУ.

В процесс производства в экономике СССР вовлекалось практически все население страны – господствовал принцип: «кто не работает – тот не ест». Несмотря на это, многие потребительские товары были дефицитом и распределялись либо по очереди, либо по различным административным каналам. Практически все работающие, в т.ч. и высшие государственные чиновники не были особенно заинтересованы в конечных результатах своей работы и не прилагали большие усилия к выбору самого эффективного способа производства. В этих условиях побудить людей к работе можно было, или, внушая энтузиазм, основанный на вере в светлое будущее, или проповедуя аскетизм, или с помощью угрозы наказания.

Итогом такого положения вещей стало то, что ограниченные ресурсы достигли своего естественного предела, когда расширенное воспроизводство стало невозможным, даже в отраслях, выпускающих средства производства. Командно-административная система в СССР потерпела крах.

Практика показала, что решить главный принцип обобществленной системы «каждому по потребностям», при естественной ограниченности ресурсов с помощью командной экономики невозможно. В настоящее время командная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.

Прародителем рыночной экономики можно считать чистый капитализм эпохи свободной конкуренции (XIX в.), который характеризовался частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ей. В этой системе поведение каждого из участников мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Участники рынка не ставят цель содействия общей пользе, а преследуют свой собственный эгоистический интерес, и свою экономическую выгоду. А. Смит говорил, что «невидимая рука» направляет индивидов к достижению той цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях, а, преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат обществу, чем тогда, когда сознательно стремятся служить ему. Каждая экономическая единица стремится получить максимальный доход, ориентируясь на единоличное принятие решений. Существует множество самостоятельно действующих производителей и потребителей. В этой системе очень мала или вообще отсутствует необходимость в планировании на уровне правительства, а также его вмешательство в экономический процесс. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и обеспечением правовой структуры.

В такой системе ярко проявляется ряд пороков капитализма, таких как эксплуатация, безработица, рыночная стихия, нищета, паразитизм буржуазии и т.п. На первоначальных ступенях развития капитализма (XVIII в. – 1-я половина ХХ в.) уровень социально-экономического развития, анархия и стихийность производства открывали перед владельцами средств производства возможность беспощадной эксплуатации рабочих в течение 12-14 часового рабочего дня (иногда и без дней отдыха) и использования труда детей. Сопровождалось все это периодическими кризисами перепроизводства, массовой безработицей, оплатой труда ниже прожиточного минимума.

Стремление повысить эффективность производства в сочетании с необходимостью социальной защиты населения привели к становлению рыночной экономики, характеризующейся господством частной собственности на экономические ресурсы, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег и государственным регулированием экономики.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе выбора профессии для каждого человека, желающего и могущего трудиться, а также свободе потребительского выбора соответственного его финансовым возможностям. Стимулом предпринимательской деятельности и рыночного выборы выступает экономический интерес. Предприниматели заинтересованы в получении максимальной прибыли, при минимальных издержках производства; владельцы экономических ресурсов – в получении высокого дохода за их использование; потребители товаров и услуг – в приобретении их за минимальную цену, причем высокого качества.


Личный интерес, а также свобода выбора и предпринимательства формируют отношения соперничества между участниками рыночного обмена. Это находит реализацию через систему рыночных цен, отражающих потребительские предпочтения, и заставляет приспосабливаться к ним предпринимателей и владельцев экономических ресурсов. Ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Эффективность работы ценового механизма зависит от количества участников рынка и степени их свободы в принятии управленческих решений. Все производители обмениваются между собой товарами, которые оцениваются в деньгах. При этом происходит процесс купли-продажи, где продажа – это обмен товара на деньги, а купля – обмен денег на товар (Рис 2.1). Торговля идет не только готовыми товарами, но и факторами производства (трудом, землей, капиталом).

 

Существующая проблема выбора: «Что? Как? Для кого?» решается на основе изменения цен. Ресурсы направляются в тот сектор экономики, на продукцию которого, имеется спрос и которая дает прибыль производителям. Уровень цен определяет выбор технологии производства товаров и услуг, а также стимулирует ее совершенствование, что повышает экономичность. Рыночная цена оказывает, обычно, решающее влияние на количество и распределение производимой продукции. Цена продукта является важнейшим критерием потребительского выбора, а цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и определяют покупательную способность населения. Ценовой механизм организует и координирует рыночную экономику, а сами цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой предприниматели и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Эта система способна эффективно работать только в условиях свободной конкуренции потому, что лишь в ней ценовые сигналы правильно отражают рыночный спрос, а конкуренция заставляет участников рынка поступать в соответствии этими сигналами.

В рыночной системе предприниматель не перекладывает на плечи населения страны ответственность за выбор альтернатив, а несет ее сам. Если блага, которые он предлагает к продаже, не будут приобретаться, то предприниматель понесет убыток, а «ценой» риска за сделанный выбор явится либо прибыль, либо убыток. Еще до начала производственной деятельности предприниматель должен знать, для кого произвести товар, какими свойствами он должен обладать, когда ее нужно произвести и сколько (ответ на вопрос «что производить»). Затраты на производство товара предприниматель несет сам, поэтому он должен максимально их снизить, тем более, что все затраты лежат в цене готового товара (ответ на вопрос «как производить»). Необходимо отметить, что производитель будет выпускать товар для того, кто сможет его купить (ответ на вопрос «для кого производить»).

Говоря о положительных сторонах эффективности стимулов и принципов рыночной системы хозяйствования, необходимо упомянуть и о присущих ей недостатках, выражающихся в нестабильном развитии экономики (инфляция, безработица, спад), неравенстве в распределении доходов, ограничении возможности развития сфер, связанных с производством общественных благ и услуг. С целью минимизации таких негативных явлений осуществляется вмешательство государства в экономику, которое стремится преодолеть анархию и непредсказуемость рынка. Государство устанавливает «правила игры», желательные для большинства населения, контролирует объем денежной массы в экономике страны, запрещает или ограничивает производство одних товаров (наркотики, оружие) и стимулирует производство других. Вводятся одни налоги и отменяются другие, оказывая тем самым воздействие на структуру общественного производства. Денежные средства, полученные от взимания налогов, перераспределяются между социально незащищенными группами населения, что обеспечивает социальную справедливость. Государство старается не допустить возникновение монополий или ограничивает функционирование существующих. Степень вмешательства государства в экономику страны неодинакова в разных странах, однако оно не должно мешать основам рыночного ценообразования и свободной конкуренции.

В реальной действительности экономические системы распределяются где-то между чистым капитализмом и командной экономикой.

Частная собственность и опора на рыночную систему, также как и общественная собственность и централизованное планирование, не всегда существуют независимо друг от друга. Многие страны используют гибридную систему. Например, в гитлеровской Германии был авторитарный капитализм, где экономика была поставлена под жесткий контроль и управление, хотя собственность оставалась частной (заводы Круппа, Мессершмитта и пр.). В Югославии, с социалистической экономической системой существовала общественная собственность на ресурсы и опора на свободные рынки. В экономике Швеции более 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, однако правительство, участвует в перераспределении доходов и обеспечении экономической стабильности. В Японии координируется экономическая деятельность правительства и частного сектора.

Смешанная экономика использует сильные стороны каждой из перечисленных экономических систем. Это проявляется, в частности в государственном контроле над рядом производств, дифференцированном налогообложении предприятий, в перераспределении финансовых потоков, а также дотировании бедного населения.

Однозначного решения экономических проблем общества нет. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, обычаями и традициями, неодинаковыми ресурсами используют разные институты для решения экономических проблем. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который нередко испытывает на себе как влияние централизованных решений, так и опыта, а также традиций данной страны.

Термин «переходная экономика» неоднозначен. Его можно рассматривать в широком смысле того, что экономика всех стран так или иначе находится в состоянии непрерывного развития и переходит из одного состояния в другое. В более узком смысле – это переход из одного вида экономической системы в другую, необходимость которого вызывается объективными предпосылками.

Кризис феодализма и рабовладельческих отношений вызвал необходимость перехода от традиционной экономики к капитализму. Рубеж XIX-XX вв. обнаружил кризис уже самого капитализма, который оказался неспособным обеспечить саморегулирование развития общества. Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» привела к необходимости государственного регулирования экономики. В связи с этим возникло три основных направления: государственное регулирование самих рыночных отношений (концепция В. Парето); государственное регулирование, как дополнение рыночного механизма (концепция Д. Кейнса); государственное управление хозяйством без использования рыночного механизма – командная экономика (концепция К. Маркса).

Вариант административно-командной плановой экономики, избранной большевиками, пришедшими к власти в России казался наиболее предпочтительным, т.к. исключал «нерациональные» рыночные отношения. С точки зрения классиков марксизма-ленинизма общественный (планомерный) характер производства предполагал, что каждому виду труда и продукта заранее предопределено место в системе общественного производства, но на деле это вылилось в директивное командование и снижение мотивации работников, что снизило эффективность производства. Общенародная собственность на средства производства, якобы превращающая народ в собственников, на деле превратила его в наемных работников, вынужденных подчиняться директивам тоталитарного режима. Неуклонный рост благосостояния народа, декларированный в программных документах, проявился в «производстве ради производства», нарастающем дефиците товаров, ограничении роста народного потребления. «Справедливое» распределение благ по труду вылилось в уравнительное распределение для большинства населения в сочетании с огромными привилегиями для правящей элиты. Декларированная государством социальная защита населения осуществлялась на примитивном уровне и проявлялась в обеспечении «бесплатного» образования, здравоохранения, предоставлении жилья, доступность которых первоначально было более-менее приемлемым, но впоследствии ухудшилась в связи с сокращением средств, направляемых на указанные цели.

Неэффективность командной экономики СССР и ряд объективных причин привели к ее распаду, а уже в конце 1991 г. Правительством России была предложена программа радикальных реформ для перехода от плановой к рыночной системе. Основными направлениями реформ стали:

а) приватизация – переход государственной собственности в частные руки;

б) поощрение конкуренции – разделение крупных государственных предприятии на несколько боле мелких и их последующая приватизация;

в) ограничение и изменение роли правительства – сведение роли государства к обеспечению законодательной базы, поддержанию конкуренции, стабилизации экономики, сокращению неравенства в распределении доходов; гарантирование социального обеспечения населения;

г) реформа цен – установление т.н. «свободных цен», отражающих эффективность производства и потребительскую полезность;

д) частная собственность на средства производства;

е) присоединение к мировой экономике;

ж) макроэкономическая стабильность – ликвидация дефицита госбюджета;

з) формирование свободных рынков;

и) общественная поддержка населения

Однако реализация поставленных целей столкнулась с рядом трудностей:

а) не продуманная политика приватизации. Процесс приватизации состоял из двух стадий. На первой стадии государство дало ваучеры 40 млн. чел. и предложило вкладывать их в приобретение предприятий. Это не принесло ожидаемых плодов, т.к. население было экономически неграмотно и не знало, что с этими ваучерами делать. Некоторые люди продавали ваучер номиналом 10 т.р. за бутылку водки. Если у работников промышленных предприятий еще была теоретическая возможность приобрести акции предприятий, на которых они работали, то у работников ряда отраслей такой возможности фактически не было. Так подлежали приватизации учреждения здравоохранения и для врача оставались туманными перспективы вложения ваучеров. К концу 1994 г. около 70% всех государственных предприятий были приватизированы. Стали развиваться «липовые» акционерные общества («АВВА», «Гермес» и пр.), которые выпускали ничем не обеспеченные акции, обменивая их на ваучеры. На них

 
 

приобретались предприятия, каковые впоследствии продавались, а полученные деньги конвертировались в доллары и переводились их владельцами за границу (Рис. 2.2).

Рис. 2.2. Процесс ваучерной «приватизации по-русски»

 

На второй стадии приватизации разрешалось приобретать предприятия за наличные деньги, которые в определенном количестве имелись у партийно-хозяйственной номенклатуры (директора заводов, государственные чиновники, работники аппарата КПСС). Последняя оценивала предприятия по мизерной цене, впоследствии их успешно скупая. Таким образом, собственниками большинства заводов стали лица, не имеющие понятия об управлении фирмой в условиях рыночной экономики. А в сочетании с изношенными основными фондами это стало одной из причин неконкурентоспособности отечественной продукции, что привело к остановке ряда промышленных предприятий или снижению объемов выпускаемой продукции. Приватизация государственных предприятий привела и к тому, что их прибыль, ранее почти полностью изымавшаяся в государственную казну, стала недостаточной для ее пополнения. Уклонения от уплаты налогов стали носить массовый характер, что ухудшило возможность социальной защиты населения.

б) за некоторым исключением Россия отказалась от государственных фиксированных цена (сохранив их, однако для здравоохранения). Цены на товары выросли в 3-4 раза, ценность рубля упала, в стране началась гиперинфляция. Этому способствовали деньги людей, лежащие на счетах в сберегательных банках в ожидании возможности приобретения дефицитных товаров. После либерализации цен избыток денег хлынул на рынок, способствуя инфляции и падению рубля.

в) нарушение хозяйственных связей, неразумная политика выдачи банковских кредитов и неумение вести дела в условиях рынка, привели к тому, что сократились объемы производства (в первую очередь оборонных предприятий) и снизился уровень жизни населения;

г) руководство страной и многих предприятиями осталось в руках прежних руководителей (партийных и хозяйственных), слабо разбиравшихся в особенностях рыночной экономики, что не способствовало эффективному управлению страной и предприятиями;

д) не оправдала себя и ставка на помощь стран Запада. Во-первых, такая помощь будет неэффективной, пока не будет осуществлен переход к полномасштабному рынку; во-вторых, большое количество разворованных денег государственными чиновниками и неэффективными собственниками предприятий отбивают охоту у капиталистических стран помогать России; в-третьих, никто не будет плодить себе конкурентов; в-четвертых, население других стран воспринимает в штыки идею помощи России, т.к. в этих странах существует безработица, бедность и т.п., поэтому политики и государственные органы вынуждены считаться с интересами избирателей; в-пятых существует серьезное опасение зарубежных стран, что Россия действительно перестала быть «врагом №1» в сочетании с ее военным потенциалом.

е) надежды на частное инвестирование сопряжено с большими трудностями. Иностранный инвестор сталкивается с рядом серьезных вопросов: с кем нужно иметь дело, с чиновниками из Москвы или с местными чиновниками; кто выдаст нужные лицензии и разрешения; не будет ли ощутимых изменений в законодательстве, где найти надежных поставщиков; каким образом доставлять товары; как вести себя с рэкетирами, предлагающими «крышу» и пр.

ж) значительно увеличилось неравенство в доходах населения. Обеднели крестьяне, пенсионеры и лица, занятые в государственном секторе экономики. Появилась «новая элита», связанная с частным предпринимательством, а также с коррупцией и нелегальной деятельность. Ухудшилось и без того не совершенные системы образования и медицинской помощи, сократилась продолжительность жизни. Если в 1988 г. продолжительность жизни мужчин составляла 65 лет, то к 1994 г. она составила 59 лет. Большое количество населения недовольны и не поддерживают реформы по ряду причин, во-первых, определенная часть населения не стремится брать на себя ответственность и риск осуществления производства, во-вторых, работа по принципу «не бей лежащего», оставшаяся с советских времен в сочетании с установкой «брать, что плохо лежит» не способствует возникновению у человека философии собственника и качественной работы.

Есть два варианта развития переходной экономики: первый – возврат к прежнему порядку системы командной экономики, второй – успешное вхождение в рынок. Это во многом будет зависеть от того, насколько эффективной будет государственная политика в области налогообложения, поддержки бизнеса и социальной защиты населения.


1. Охарактеризуйте экономические институты, выделить основные их категории.

2. Что такое социально-экономическая система, для чего она нужна? Какие существуют основные виды социально-экономических систем?

3. Охарактеризуйте командную экономику, как вид социально-экономический системы.

4. Охарактеризуйте традиционную экономику, как вид социально-экономический системы.

5. Охарактеризуйте рыночную экономику, как вид социально-экономический системы.

6. Охарактеризуйте переходную экономику, как вид социально-экономический системы.