Лекция 1. Экономическая наука, ее основные характеристики

Содержание

НП «Институт социальных проблем», 2005

В.Б. Колядо, 2005

С.А. Столяров, 2005

Бизнес план.

Ценовая политика в условиях рынка.

 

Ценовая политика – определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой.

Виды ценовой политики:

1. Price leader – установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.

2. Following the leader – менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.

3. Skimming – назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.

4. Penetration price – политика ценового прорыва – фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.

5. Tide pricing – политика связанного ценообразования – относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.

6. Class price – политика престижных цен.

В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:

ü бонусные – предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).

ü «сконто» – предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).

ü специальные – предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).

Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.

 

 

Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:

1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;

2) оглавление;

3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);

4) продукция и услуги;

5) анализ рынка;

6) маркетинг;

7) производство;

8) предприятие;

9) финансовый план;

10) эффективность проекта;

11) риски и страхование;

12) приложения.


Лекция 1. Экономическая наука, ее основные характеристики 4

Лекция 2. Экономические институты и системы 16

лекция 3. Производство продукта и его издержки. ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства 29

лекция 4. Предпринимательство. Фирма. Виды организаций. Банкротство 46

лекция 5. цена экономического продукта 63

лекция 6. спрос. предложение. рыночное равновесие. рыночный механизм. структура рынка. типы конкурентных рынков 78

лекция 7. основные виды рынков. Рынки ресурсов. Рынки потребительских товаров и услуг 98

лекция 8. рынок здравоохранения 117

8.1. Рынок медицинских услуг 118

8.2. Фармацевтический рынок 131

8.3. Рынок медицинской техники 141

лекция 9. деньги. доходы. расходы 146

лекция 10. заработная плата 160

ЛЕКЦИЯ 11. Налоги. Налоговая система 179

ЛЕКЦИЯ 12. ФИНАНСИРОВАНИЕ здравоохранения 190

заключение 212

литература 213

 

Чтобы разбираться в современной жизни нужно знать основы экономики, которая затрагивает как отдельные категории (спрос, предложение, рынок, прибыль, и т.п.), так и основы функционирования самого государства. Отсутствие экономических знаний часто способствует тому, что человек может принять неверное решение и понести ущерб. Достаточно вспомнить людей, пострадавших от деятельности таких структур, как МММ, Тибет и пр.

Название «экономика» произошло от греческих слов: oikos – дом и nomos – закон, иначе управление домашним хозяйством. Домашнее хозяйство является моделью функционирования, как многих организаций (потому, что они перерабатывают редкие экономические ресурсы и производят товары и услуги нужные людям), так и экономики страны в целом.

Все люди, потребляя товары и услуги, участвуют в экономической жизни общества, «голосуя рублем». Покупая товар, человек подсказывает его производителю и торговцу, что такой экономический продукт нужен и его следует изготавливать и продавать. Если товар не покупается, то его выпуск и продажа снижается или прекращается совсем.

Для жизнедеятельности человека необходимы блага – продукты деятельности природы и людей. Большинство благ редки и мы не можем свободно получать их в том количестве, в котором хотим. Ограниченные блага имеют название экономических благ, и они всегда платные. Другие блага, например воздух, которым мы дышим, неограниченны или свободны и называются неэкономическими благами. Однако неэкономические блага могут иногда переходить в категорию экономических. Так, если чистой питьевой воды становится недостаточно, то ее приходится покупать.

Для человека медицинские товары и услуги являются экономическими благами, помогающими сохранить или восстановить здоровье. Несмотря на то, что часть таких благ может предоставляться бесплатно для потребителей (гарантированный государством объем оказания бесплатной медицинской помощи), однако они оплачивается через посредство взимания налогов, которые выплачивает население страны. Нет ничего бесплатного!

Однако ряд товаров и услуг человек производит для себя и своей семьи, они не предназначены для продажи, не поступают в сферу обмена, не удовлетворяют потребности других людей и, по сути, не являются экономическими продуктами. Другие товары и услуги, напротив, предназначены для продажи, т.е. являются экономическими продуктами.

Экономические продукты (как товар, так и услуга) обладают потребительской полезностью, меновой стоимостью и предназначены для продажи. Однако товар имеет материальное воплощение услуга – нематериальна. Услуга – это действие или его результат, она, обычно, не приводит к владению чем-либо и не создает новых материальных предметов.

Все товары и услуги можно разделить на две большие группы – товары индивидуального потребления и общественные товары.

1. Товары индивидуального потребления состоят из достаточно мелких единиц и могут быть приобретены отдельными покупателями (хлеб, обувь, телевизор и пр.) – здесь товаром пользуется тот, который его купил, а тот, кто его не захотел или не смог приобрести не получит выгод от этого товара. Это так называемые частные блага.

2. Общественные товары состоят из крупных единиц и не могут быть проданы индивидуальному покупателю, а люди могут пользоваться выгодами от таких товаров, не неся издержек по их приобретению (армия, милиция, санэпиднадзор, охрана окружающей среды и пр.). Такие товары трудно выразить в ценах, и продать конкретному человеку (который, в силу естественных причин постарается уклониться от их оплаты). Соответственно, трудно найти предпринимателя, который по своей инициативе станет их производить. Однако в таких товарах есть общественная необходимость. Поэтому часто государство берет на себя производство таких товаров и услуг, организуя их принудительную покупку населением через систему обязательных платежей (налогов).

Необходимо отметить, что при получении благ могут наблюдаться внешние эффекты, которые можно подразделить на положительные и отрицательные. Положительный внешний эффект возникает тогда, когда выгоду от сделки двух сторон, получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая. Отрицательный внешний эффект возникает тогда, когда часть затрат связанных с совершением сделки между двумя сторонами несет третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Необходимость в благах вызывается потребностями – желаниями потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовлетворение. Потребности присущи частным лицам, организациям, а также государству. Человек отличается от всех остальных живых существ, тем, что его потребности безграничны. Сытый зверь не пойдет на охоту, а, живя в норе, удовлетворит свои потребности в жилье. С ростом благосостояния людей, их потребности становятся все больше.

Рост потребностей во многом объясняется повышением материального благосостояния, ростом объема знаний, научно-техническим прогрессом, рекламой и пр.

В основе определения экономики лежат два неоспоримых фундаментальных факта, которые в основном охватывают все ее проблемы:

1. Потребности общества в экономических благах безграничны.

2.

 
 

Экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг редки (Рис. 1.1).