АИТ как система.

Для химических предприятий важнейшей задачей является оптимизация режимов в масштабе всего предприятия (в зависимости от текущих характеристик сырья, состояния оборудования и степени заполнения буферных емкостей). На транспорте центральное значение приобретает оптимизация маршрутов и расписаний, а также четкая организация погрузочно-разгрузочных работ. В торговле наиболее критическим вопросом является детальное прогнозирование спроса (на основе полного учета текущей продажи по всей номенклатуре) и выдача обоснованного заказа. В сельском хозяйстве - это могут быть задачи оптимизации рационов кормов, задачи наиболее рационального распределения имеющихся удобрений (в зависимости от почв, культур и прогнозируемых погодных условий) и др.

В отраслевых системах важнейшее значение приобретает задача оптимизации распределения плана между предприятиями, точное согласование и управление сроками взаимных поставок, а также задачи прогнозирования и перспективного развития отрасли.

Тесно связан с принципом новых задач второй основной принциппринцип комплексногоили, более точно, системного подхода, к проектированию АИТ. Проектирование АИТ должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления им. Это означает, в частности, что должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта (вместе с системой управления) и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.

В этот комплекс попадают вопросы не только технического, но также экономического и организационного порядка. Внедрение АИТ открывает принципиально новые возможности для коренного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования за счет детального учета и использования ЭВМ. И без такого усовершенствования возможности АИТ, как правило, полностью использованы быть не могут.

Приведем несколько примеров. Оптимизация планов транспортных перевозок намного увеличивает эффективность использования транспорта. Однако, если основным показателем плана и системы стимулирования остаются тонно-километры, такая оптимизация не сможет успешно применяться.

Второй пример относится к применению сетевых графиков в строительстве. Являясь мощным инструментом контроля и управления, сетевой график может в то же время быть оторванным от системы финансирования строительных организаций. Иными словами, строители получают деньги не тогда, когда достигается то или иное событие на сетевом графике, а по выполнению этапов, которые прямо с сетевым графиком не связаны. Поскольку система стимулирования не вытекает непосредственно из сетевого графика, его эффективность снижается, а в ряде случаев и вовсе сводится к нулю.

Внедрение АИТ должно сопровождаться крупными мероприятиями организационного характера: изменением привычных (а иногда даже узаконенных) форм документов, изменением структуры органов управления, функциональных обязанностей управленческого аппарата, форм контроля и ответственности не только собственного аппарата, но также и аппарата смежников. Не всегда все вопросы могут быть решены в рамках самой разрабатываемой системы. Из приведенных примеров видно, что успешная реализация двух сформулированных принципов делает совершенно необходимым, чтобы заказна АИТ, а также ее разработкаи внедрениепроизводились под непосредственным руководством первого руководителясоответствующего объекта. В этом состоит принцип первого руководителя, безсоблюдения которого успешная разработка АИТ становится невозможной. Отечественная и зарубежная практика с достаточной убедительностью свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело создания АИТ второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что система ориентируется на рутинные задачи управления и не дает ожидаемого эффекта.

При создании АИТ, как и вообще при реализации крупных проектов, необходимо иметь четкую систему распределения обязанностей и взаимодействия заказчикаи исполнителя. Функция заказчика состоит прежде всего в том, чтобы самостоятельно или с помощью специальной консультационной группы, выделяемой исполнителем, сформулировать цели, критериии общую концепциюпроектируемой системы. Заказчик (на основе консультаций с исполнителем) определяет приоритеты и очередность ввода различных задач управления, которые должна решать система. Заказчик должен также принимать непосредственноеучастие в создании информационной базы системы(нормативы, кадры, оборудование и т. п.) и осуществлять соответствующие организационные мероприятия (изменения структуры, функциональных обязанностей управленческого аппарата и его обучение.)

Что же касается разработки проекта и создания технической базы системы (включая систему сбора и передачи информации): системного математического обеспечения, состава и форм информационных массивов, а также программ решения конкретных задач управления, то все эти вопросы должны решаться исполнителем.

Такая организация работы помогает реализовать еще один важный принцип разработки АИТ — принцип максимальной разумной типизации проектных решений.Суть его состоит в том, что, разрабатывая столь трудоемкие и дорогостоящие вещи, как технический комплекс, системное математическое обеспечение, рабочие программы и связанные с ними формы и состав информационных массивов, исполнитель обязан стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков. Однако хорошо известно, что попытка создать одну типовую универсальную программу- очень сложная задача. В каждом конкретном случае она будет работать значительно медленнее, чем программа, специально приспособленная к особенностям данного предприятия.

Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учет, справочное обеспечение экономической деятельности, организация труда руководителя, экономическая и финансовая деятельность, обучение.

Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить "1с-бухгалтерия", "Турбо-бухгалтер", "Инфо - бухгалтер", "Парус".

Справочное и информационное обеспечение экономической деятельности представлена следующими ППП: "Гарант" ( налоги, бухгалтерский учет анализ, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

Экономическая и финансовая деятельность поддерживается следующими ППП:

''Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации'' ( экономический анализ деятельности фирмы, предприятия, бизнес - план; прогноз потоков денежных средств и готовой продукции);

'' Финансовый анализ предприятия'' реализует следующие функции:

общая оценка финансового содержания; анализ финансовой устойчивости; анализ ликвидности баланса; расчет и анализ коэффициентов оборачиваемости; оценка рентабельности производства.

Банковская АИС ''Atlas" спроектирована для любых возможных конфигураций системы. ''Atlas" имеет полный набор средств разработки - обучения, консультации и поддержки.

Разумность типизации означает разумный процент замедления работы типовой программы по сравнению со специализированной. Величина этого процента, а значит, и количество типовых решений зависят от количества разработчиков АИТ в стране. Типизация решений способствует концентрации сил, что необходимо для создания действительно комплексных АИТ. Следует заметить также, что зачастую типовая программа, составленная опытными программистами, оказывается эффективнее специализированных программ, создаваемых небольшими группами специалистов, не имеющих столь высокой программистской квалификации.

Правильно проведенная типизация проектных решений в АИТ не только не препятствует, а наоборот, способствует увеличению возможностей учета индивидуальных особенностей систем управления. Типизация решений имеет и другую сторону: для ускорения разработки исполнитель должен максимально использовать решения, полученные при разработке других систем. Важность этого замечания легко понять, если вспомнить, что разработка действительно комплексной АИТ имеет трудоемкость в несколько тысяч человеко - лет. При наличии же достаточного запаса типовых решений, которые остается лишь привязать к данным конкретным условиям, эта трудоемкость снижается в десятки раз.

При проектировании АИТ важно соблюдать еще один принцип - принцип непрерывного развития системы. По мере развития как экономики в целом, так и отдельных предприятий, возникают новые задачи управления, совершенствуются и видоизменяются старые. Для того чтобы АИТ могли быстро реагировать на эти изменения, она должна снабжаться возможностями автоматизации программирования и перекомпоновки информационных массивов. Необходима также специальная служба, осуществляющая сбор и распространение новых программ и других усовершенствований, вносимых в систему пользователями.

Комплексы рабочих программ должны строиться таким образом, чтобы при необходимости можно было легко менять не только отдельные программы, но и критерии, по которым ведется управление. Полная реализация подобной гибкости АИТ возможна на основе динамических моделей объектов управления.

 

Известно много определений понятия «система», но наиболее общим является следующее: система — это множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой. Все системы подразделяются на материальные и абстрактные, среди материальных систем выделяются системы неорганической и живой природы, к последним принадлежат и социальные (социально-экономические).

Системы как понятие рассматриваются во многих областях науки, особенно, пожалуй, в кибернетике, системотехнике, а также системном анализе. В качестве современного методологического научного инструмента широко используется системный подход к рассматриваемым и изучаемым явлениям, объектам, фактам, которые исследуются как системы. В соответствии с его принципами каждый объект следует изучать во взаимосвязи и взаимодействии как внутренних (внутри объекта), так и внешних отношений (с внешней средой). Объект рассматривается в качестве динамической системы как единое целое, поэтому решение относительно его частных вопросов подчиняется решению общих вопросов. Всегда четко определяется цель изучения объекта. Только при таком подходе всесторонне и объективно понимаются явления, объекты, факты. Подобный подход необходим и при изучении процессов управления народным хозяйством и его звеньями, при анализе автоматизации управления, организации автоматизированной обработки экономической информации. В кибернетике как науке об общих закономерностях управления, связи и информации системы трактуются в качестве кибернетического понятия. Обычно выделяется раздел, посвященный теории кибернетических систем. Системотехника связана с изучением сложных реальных технических систем, а с помощью системного анализа методологически исследуются подготовка и обоснование решений по крупным, глобальным проблемам различного содержания, в том числе и экономическим.

Системный анализ, естественно, предполагает системный подход, а его технической базой являются ЭВМ и другие технические средства. Кроме того, реализация системного анализа предусматривает использование информационных систем в качестве источника для выработки масштабных решений. Примером здесь могут служить целевые комплексные научно-технические программы.

В автоматизации процессов управления и в экономической информации понятие «система» используется также широко. Народное хозяйство, его отрасли, предприятия, производственные и промышленные объединения, фирмы рассматриваются как экономические системы. Особо выделяются производственно-технологические и информационные системы. Первые из названных систем представляют совокупность элементов производства, вторые - совокупность сведений (данных), отображающих состояние и развитие элементов производства. Выделяются также системы управления, включающие производственно-технологические системы в качестве объекта управления (управляемая система) и информационные системы - в качестве управляющей системы. Информационная система не только отображает функционирование, производственно - технологической системы, но и воздействует на нее через системы (органы) управления.

Экономические и социально-экономические системы подразделяются на несколько видов по ряду других признаков: динамические (развивающиеся) и статические (неизменные); простые, сложные и большие (сверхсложные); вероятностные и детерминированные; макромира и микромира; по региональному и отраслевому признакам; по структуре народного хозяйства и многим иным критериям. Народное хозяйство квалифицируется как динамическая, большая и вероятностная система. Вероятностной системой оно является потому, что нельзя точно предсказать изменение, развитие элементов (отдельно составляющих частей) народного хозяйства, а можно лишь с некоторой степенью вероятности предвидеть это. Народное хозяйство, как объект управления, анализируется по принадлежности его звеньев к тем или иным единицам административно - территориального деления РФ, что обычно называется горизонтальным управлением. В то же время народное хозяйство рассматривается по уровню производства: хозяйство в целом, отдельные отрасли, промышленные объединения, производственные объединения и предприятия, структурные подразделения объединений и предприятий. В этом случае управление называется вертикальным. Начиная с предприятий и фирм и вплоть до уровня всего народного хозяйства, системы рассматриваются как экономические. Структурные подразделения производственных объединений и предприятий обычно изучаются как микросистемы.

Системы управления народным хозяйством и его звеньями выступают в роли предмета научных основ управления, поэтому они здесь подробно не исследуются. Однако необходимо подчеркнуть, что эти системы могут рассматриваться с позиций техники и технологии реализации управленческих процессов. Тогда уместно выделять системы управления, ориентированные на ручную технику управления, на средства механизации, автоматизации, автоматики.

Любые системы, как уже говорилось, состоят из частей. Основу их образуют простые элементы, из которых формируются более сложные части, составные элементы. Набор элементов, связи между элементами, группы элементов, их связи составляют структуру систем. Следовательно, структура систем отражает не только состав элементов и их групп, но и характеризует внутренние отношения между структурными частями. Для систем управления свойственна иерархическая структура. Системы делятся на подсистемы, последние на подсистемы более низкого ранга (их иногда называют блоками), блоки состоят из сложных элементов (комплексов задач) и отдельных элементов (задач). Выделение подсистемы по рангам, число которых может быть любым, проводится на базе определенного критерия. Если таких критериев несколько, то системы структурируются по нескольким направлениям. Расчленение системы на составляющие ее части, прежде всего, по иерархическому принципу, получило название декомпозиции системы.

Между элементами системы и их группами существуют не только иерархические отношения, но и другие формы связи, например линейные. Для системы управления характерно наличие сложных многозначных отношений между их элементами, что объективно отражает механизм всеобщей связи в народном хозяйстве между его звеньями, его частями.

Помимо межэлементных отношений внутри системы изучаются также и внешние ее связи со структурными образованиями иной системы (или систем). В этих случаях другие системы называются внешней средой. Подсистемы и их подразделения можно рассматривать в качестве новой системы в зависимости от избранного подхода к систематизации тех или иных явлений. Тогда внутренние отношения между элементами трансформируются во внешние. Для систем управления свойственно наличие значительных внутренних и внешних связей, что объективно отражает механизм всеобщей связи между элементами народного хозяйства, рассматриваемого также в качестве сложной системы.

f Автоматизированной информационной технологией (АИТ) называется система управления, ориентированная на широкое и комплексное применение технических средств и экономико-математических методов для решения информационных задач управления.