Вопрос. Формы безналичных расчетов.

Вопрос. Принципы организации безналичных расчетов.

Принципы организации безналичных расчетов — это основные правила их проведения, соблюдение которых позволяет обеспечить своевременность их проведения, надежность и эффективность функционирования платежной системы страны. К таким принципамотносят:

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей.

Сущность этого принципа заключается в правовой регламентации осуществления расчетов и платежей. В Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» определяются порядок и правила проведения расчетов и применяемые при этом документы. (Ранее использовалось положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».)

2. Осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета, в котором определяются следующие условия:

• процентные ставки по кредитам и депозитам,

• стоимость банковских услуг и сроки их проведения,

• имущественная ответственность сторон за нарушение договора и др. условия.


Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов открывают корреспондентские счета друг другу и обязательно корреспондентский счет в учреждениях Банка России.

3. Принцип поддержания ликвидности всеми участниками расчетов, обеспечивающий бесперебойное осуществление расчетов.

4. Принцип согласия (акцепта) плательщика на платеж. В отдельных случаях платеж осуществляется без согласия плательщика, например по решению суда, при неуплате налогов, взыскании алиментов.

5. Принцип срочности платежа

Срок платежа устанавливается не только для плательщиков и получателей, но и для кредитных организаций.

6. Принцип контроля всех участников расчетов

Принцип предполагает контроль за правильностью совершения платежей и имущественную ответственность за несоблюдение договорных условий. При несоблюдении срока платежа имущественная ответственность предполагает возмещение убытков получателю. Банки также несут ответственность за правильное и своевременное списание и зачисление денежных средств.

Все спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Формы безналичных расчетов определяются видом расчетного документа, способом платежа и особенностями организации документооборота в банке и у плательщика и получателя средств.

В современных условиях Положением «О правилах осуществления перевода денежных средств» предусмотрены следующие формы расчетов:

1. расчеты платежными поручениями,

2. расчеты чеками,

3. инкассовая форма расчетов,

4. аккредитивная форма расчетов.

5. расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

 

Форма расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.

 

Выбор формы расчетов определяется следующими основными факторами:

1) характером хозяйственных связей между поставщиком и покупателем;

2) особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

3) местонахождением сторон;

4) способом транспортировки груза;

5) финансовым положением участников расчетов.

 

Основные формы безналичных расчетов

1) расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение - это поручение владельца счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета получателю средств.

Инициатива исходит от плательщика. Акцепт (согласие) не требуется.

Это наиболее распространенная форма расчетов — благодаря упрощенному документообороту.

Достоинство платежного поручения — в низких издержках по осуществлению расчетов.

Главный недостаток — отсутствие гарантии платежа со стороны плательщика.

Чтобы получатель гарантированно смог получить платеж — осуществляется предоплата (по условиям договора) с помощью платежного поручения.

СХЕМА Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)

1 - поставка товара (оказание услуг);
2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;
3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя;
4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет

 

СХЕМА Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)

 

1 - заключение договора о поставке товаров (оказании услуг) с предварительной оплатой;

2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;

3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя;

4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет;

5 - поставка товара (оказание услуг).

 

2-я форма безналичных расчетов – расчеты чеками.

Чек - это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж в пользу чекодержателя.

Чекодателем (покупателем) - является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке.

Чекодержателем (поставщиком) - является юридическое лицо, в пользу которого выписан чек.

Плательщиком - является банк, где находятся средства чекодателя.

СХЕМА Расчеты чеками

1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;
2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек);
3 - отгрузка товара или оказание услуг;
За - оплата товара чеком;
4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате
и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика

 

В мировой банковской практике в зависимости от того, кто является получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские.

По Именному чеку платеж может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. Именные чеки передаче не подлежат.

По ордерному чеку платеж может быть совершен как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу, оформленному на обороте чека, в пользу другого лица. Ордерные чеки могут передаваться другому лицу путем оформления передаточной надписи (индоссамента).

По предъявительскому чеку платеж может быть совершен в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Предъявительские чеки могут передаваться другому лицу путем простого вручения.

 

3-ая форма безналичных расчетов – инкассовая форма расчета.

Инкассопредставляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет получение платежа от плетельщика.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежные требования и инкассовые поручения выписываются получателем средств, т.е. инициатива исходит от получателя средств (поставщика).

Банк получателя средств (банк-эмитент) направляет эти документы в банк плательщика.

Платежное требование— является расчетным документом, содержащим требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Расчеты по платежным требованиям могут осуществляться

• с предварительным акцептом,

• и без согласия плательщика на оплату.

Если расчет осуществляется с предварительным акцептом, то стороны в основном договоре предусматривают количество дней для акцепта.

Основанием для отказа от оплаты является нарушение поставщиком условий договора.

СХЕМА Расчеты платежными требованиями

 

1 - поставка товара (оказание услуг);
1 a - передача платежного требования в банк покупателя;
2 - расчетные документы передаются покупателю для акцепта;
3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк,
где производится списание средств со счета покупателя;
4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Инкассовое поручение – является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

По инкассовому поручению осуществляется списание денежных средств со счетов плательщиков в следующих случаях:

1) в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика..."

 

4-я форма – расчеты аккредитивом.

Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает своему банку произвести платеж получателю на условиях, предусмотренных в договоре аккредитива.

Этот платеж может осуществляться как за счет предварительно депонированных средств на отдельном счете, так и под гарантию банка.

Аккредитивпредставляет собой условное денежное обязательство, выдаваемое по поручению плательщика, принимаемое банком-эмитентом, произвести поставщику платеж при предъявлении поставщиком документов, предусмотренных в аккредитиве.

 

В РФ могут открываться следующие виды аккредитива:

1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные)

2) отзывные - и безотзывные

1.1. При открытии покрытых (депонированных) аккредитивов банк плательщика перечисляет средства плательщика в банк поставщика или банк плательщика предоставляет плательщику кредит в распоряжение банка поставщика.

Гарантия платежа осуществляется за счет специально депонированных средств плательщика.

Схема Покрытые (депонированные) аккредитивы

1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов;
2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива,
платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя;
3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы к оплате»;
4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 - поставка товара (оказание услуг);
6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг),
в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика,
и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы к оплате» и зачисление средств на счет поставщика;
7 - сообщение об исполнении аккредитива направляется в банк покупателя;
8 - сообщение покупателю об исполнении аккредитива.

 

1.2. Непокрытые (гарантированные) аккредитивы

открываются только при наличии корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком (банком поставщика).

В этом случае оплата документов осуществляется с корреспондентского счета банка-эмитента (банка покупателя).

Платеж гарантируется наличием корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком.

СХЕМА Непокрытые (гарантированные) аккредитивы

1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов;
2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка
и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»;
3 - сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету;
4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 - поставка товара (оказание услуг);
6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара, направляются в банк поставщика
и осуществляется зачисление средств на счет поставщика;
7 - сообщение об исполнении аккредитива направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит;
8 - сообщение покупателю о списании средств с его счета.

 

2.1. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя (банком-эмитентом) без согласия с поставщиком.

2.2. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован банком покупателя (банком-эмитентом) без согласия с поставщиком.

Главным достоинством аккредитива является гарантия платежа.

Недостатки аккредитивов:

1. отвлечение средств плательщика из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива.

2. сложный документооборот, следовательно, стоимость банковских услуг тоже выше.

 

5-ая форма - расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование или иное распоряжение получателя средств.