Вопрос. Формы безналичных расчетов.
Вопрос. Принципы организации безналичных расчетов.
Принципы организации безналичных расчетов — это основные правила их проведения, соблюдение которых позволяет обеспечить своевременность их проведения, надежность и эффективность функционирования платежной системы страны. К таким принципамотносят:
1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей.
Сущность этого принципа заключается в правовой регламентации осуществления расчетов и платежей. В Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» определяются порядок и правила проведения расчетов и применяемые при этом документы. (Ранее использовалось положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».)
2. Осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.
Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета, в котором определяются следующие условия:
• процентные ставки по кредитам и депозитам,
• стоимость банковских услуг и сроки их проведения,
• имущественная ответственность сторон за нарушение договора и др. условия.
Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов открывают корреспондентские счета друг другу и обязательно корреспондентский счет в учреждениях Банка России.
3. Принцип поддержания ликвидности всеми участниками расчетов, обеспечивающий бесперебойное осуществление расчетов.
4. Принцип согласия (акцепта) плательщика на платеж. В отдельных случаях платеж осуществляется без согласия плательщика, например по решению суда, при неуплате налогов, взыскании алиментов.
5. Принцип срочности платежа
Срок платежа устанавливается не только для плательщиков и получателей, но и для кредитных организаций.
6. Принцип контроля всех участников расчетов
Принцип предполагает контроль за правильностью совершения платежей и имущественную ответственность за несоблюдение договорных условий. При несоблюдении срока платежа имущественная ответственность предполагает возмещение убытков получателю. Банки также несут ответственность за правильное и своевременное списание и зачисление денежных средств.
Все спорные вопросы решаются в судебном порядке.
Формы безналичных расчетов определяются видом расчетного документа, способом платежа и особенностями организации документооборота в банке и у плательщика и получателя средств.
В современных условиях Положением «О правилах осуществления перевода денежных средств» предусмотрены следующие формы расчетов:
1. расчеты платежными поручениями,
2. расчеты чеками,
3. инкассовая форма расчетов,
4. аккредитивная форма расчетов.
5. расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
Форма расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.
Выбор формы расчетов определяется следующими основными факторами:
1) характером хозяйственных связей между поставщиком и покупателем;
2) особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
3) местонахождением сторон;
4) способом транспортировки груза;
5) финансовым положением участников расчетов.
Основные формы безналичных расчетов
1) расчеты платежными поручениями.
Платежное поручение - это поручение владельца счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета получателю средств.
Инициатива исходит от плательщика. Акцепт (согласие) не требуется.
Это наиболее распространенная форма расчетов — благодаря упрощенному документообороту.
Достоинство платежного поручения — в низких издержках по осуществлению расчетов.
Главный недостаток — отсутствие гарантии платежа со стороны плательщика.
Чтобы получатель гарантированно смог получить платеж — осуществляется предоплата (по условиям договора) с помощью платежного поручения.
СХЕМА Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)
1 - поставка товара (оказание услуг);
2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;
3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя;
4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет
СХЕМА Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)
1 - заключение договора о поставке товаров (оказании услуг) с предварительной оплатой;
2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя;
3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя;
4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет;
5 - поставка товара (оказание услуг).
2-я форма безналичных расчетов – расчеты чеками.
Чек - это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж в пользу чекодержателя.
Чекодателем (покупателем) - является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке.
Чекодержателем (поставщиком) - является юридическое лицо, в пользу которого выписан чек.
Плательщиком - является банк, где находятся средства чекодателя.
СХЕМА Расчеты чеками
1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;
2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек);
3 - отгрузка товара или оказание услуг;
За - оплата товара чеком;
4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате
и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика
В мировой банковской практике в зависимости от того, кто является получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские.
По Именному чеку платеж может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. Именные чеки передаче не подлежат.
По ордерному чеку платеж может быть совершен как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу, оформленному на обороте чека, в пользу другого лица. Ордерные чеки могут передаваться другому лицу путем оформления передаточной надписи (индоссамента).
По предъявительскому чеку платеж может быть совершен в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Предъявительские чеки могут передаваться другому лицу путем простого вручения.
3-ая форма безналичных расчетов – инкассовая форма расчета.
Инкассопредставляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет получение платежа от плетельщика.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежные требования и инкассовые поручения выписываются получателем средств, т.е. инициатива исходит от получателя средств (поставщика).
Банк получателя средств (банк-эмитент) направляет эти документы в банк плательщика.
Платежное требование— является расчетным документом, содержащим требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
Расчеты по платежным требованиям могут осуществляться
• с предварительным акцептом,
• и без согласия плательщика на оплату.
Если расчет осуществляется с предварительным акцептом, то стороны в основном договоре предусматривают количество дней для акцепта.
Основанием для отказа от оплаты является нарушение поставщиком условий договора.
СХЕМА Расчеты платежными требованиями
1 - поставка товара (оказание услуг);
1 a - передача платежного требования в банк покупателя;
2 - расчетные документы передаются покупателю для акцепта;
3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк,
где производится списание средств со счета покупателя;
4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.
Инкассовое поручение – является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
По инкассовому поручению осуществляется списание денежных средств со счетов плательщиков в следующих случаях:
1) в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика..."
4-я форма – расчеты аккредитивом.
Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает своему банку произвести платеж получателю на условиях, предусмотренных в договоре аккредитива.
Этот платеж может осуществляться как за счет предварительно депонированных средств на отдельном счете, так и под гарантию банка.
Аккредитивпредставляет собой условное денежное обязательство, выдаваемое по поручению плательщика, принимаемое банком-эмитентом, произвести поставщику платеж при предъявлении поставщиком документов, предусмотренных в аккредитиве.
В РФ могут открываться следующие виды аккредитива:
1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные)
2) отзывные - и безотзывные
1.1. При открытии покрытых (депонированных) аккредитивов банк плательщика перечисляет средства плательщика в банк поставщика или банк плательщика предоставляет плательщику кредит в распоряжение банка поставщика.
Гарантия платежа осуществляется за счет специально депонированных средств плательщика.
Схема Покрытые (депонированные) аккредитивы
1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов;
2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива,
платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя;
3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы к оплате»;
4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 - поставка товара (оказание услуг);
6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг),
в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика,
и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы к оплате» и зачисление средств на счет поставщика;
7 - сообщение об исполнении аккредитива направляется в банк покупателя;
8 - сообщение покупателю об исполнении аккредитива.
1.2. Непокрытые (гарантированные) аккредитивы
открываются только при наличии корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком (банком поставщика).
В этом случае оплата документов осуществляется с корреспондентского счета банка-эмитента (банка покупателя).
Платеж гарантируется наличием корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком.
СХЕМА Непокрытые (гарантированные) аккредитивы
1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов;
2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка
и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»;
3 - сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету;
4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 - поставка товара (оказание услуг);
6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара, направляются в банк поставщика
и осуществляется зачисление средств на счет поставщика;
7 - сообщение об исполнении аккредитива направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит;
8 - сообщение покупателю о списании средств с его счета.
2.1. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя (банком-эмитентом) без согласия с поставщиком.
2.2. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован банком покупателя (банком-эмитентом) без согласия с поставщиком.
Главным достоинством аккредитива является гарантия платежа.
Недостатки аккредитивов:
1. отвлечение средств плательщика из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива.
2. сложный документооборот, следовательно, стоимость банковских услуг тоже выше.
5-ая форма - расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование или иное распоряжение получателя средств.