Товарно-сопроводительные документы.

Технические документы.

Практика 6. Технологический цикл товаров. Технические документы.

1. Технологический цикл товаров.

2. Технические документы.

1. Технологический цикл товаров (ТЦТ) –совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.

Стадии и этапы ТЦТ тесно связаны с факторами обеспечения товароведных характеристик.

Четыре стадии технологического цикла:

1. Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров:

1) выявление запросов потребителей (это требования потребителей к основопологающим характеристикам товаров, включая цену);

2) проектирование и разработка товаров – этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов. Этот этап существует только для вновь разработанных и внедряемых в производство товаров (для серийно выпускаемых товаров этот этап отсутствует). Для данного этапа очень важно, чтобы требования потребителей, выявленные на первом этапе, и требования нормативной документации были достаточно близки. Однако полного совпадения быть не может из-за отсутствия или нехватки либо дороговизны сырья, материалов, соответствующей материально-технической базы производства и пр.

3) материально-техническое снабжение – подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимым сырьём, материалами и оборудованием. Наряду с производством этот этап очень важен для формирования товароведных характеристик товаров в реальном исполнении. От того, насколько сырье и другие объекты материально-технического снабжения отвечают предъявляемым к ним требованиям, будет зависеть, прежде всего, качество товаров. Для этого этапа характерны такие операции, как закупки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, установка и наладка (при необходимости) нового оборудования и пр.;

4) производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров. Цель данного этапа – обеспечение выполнения установленных требований. Для достижения этой цели необходимо не только соответствующее качество труда и производственных процессов, но и операционный контроль, обусловливающий прослеживаемость продукции. Результатом такого контроля являются коррекция при выявлении несоответствия путем переделки (переработки) или изъятие несоответствующего товара;

5) окончательный контроль качества и выпуск товаров. Назначение такого контроля – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества. При этом следует учесть, что не вся производственная продукция станет товаром, а только та её часть, которая при окончательном контроле будет соответствовать установленным требованиям и на неё будет спрос торговых посредников или индивидуальных потребителей.

При выпуске продукции, соответствующей всем установленным требованиям к товароведным характеристикам, продукция меняет свой статус, становясь товаром, что и завершает предтоварную стадию.

2. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства. В отличие от предтоварной стадии, для которой характерна строгая последовательность этапов и возможность отсутствия некоторых из них в зависимости от новизны товаров, этапы товарной стадии могут менять свою последовательность. Но только единственный этап – реализация товаров - всегда является завершающим на этой стадии.

6) формирование товарных партий – этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара или хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя. Важной операцией данного этапа является информационное обеспечение товарных партий путем оформления товарно-сопроводительных документов и проверки соответствия маркировки требованиям достоверности информации;

7) хранение и транспортирование – этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути. Разделение этого этапа на две группы – условно, так как отличия между ними связаны лишь с видом и характером нагрузок на товар. При хранении возникают статические, а при транспортировании – динамические (в пути) и статические (на стоянках) нагрузки, что влияет на сохранение механических, химических, биологических и др. свойств товаров;

8) товарная обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже. В отдельных случаях при сортировке – одной из операций товарной обработки – может происходить улучшение качества за счёт удаления товаров низших градаций, а также придания привлекательного внешнего вида;

9) реализация товаров – завершающий этап товарной стадии, предназначеный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя. Этап реализации – самый непродолжительный по времени. На данной стадии могут изменяться количественные характеристики товара, если он отпускается в развесном виде.

Этап реализации включает следующие операции:

1. выкладка (демонстрация, показ товаров);

2. консультации продавца для доведения до покупателя интересующей его товарной информации и показ товаров;

3. потребительская оценка;

4. принятие решения о покупке (или отказ);

5. отмеривание или взвешивание;

6. упаковывание;

7. расчёты за приобретаемый товар (в момент расчёта собственность на товар переходит к покупателю);

8. передача взвешенного (фасованного) и упакованного товара покупателю.

3. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счёт товароведных характеристик.

10) послепродажное обслуживание - этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путём доставки его в необходимое место, монтаже, наладке и ремонте;

11) потребление (эксплуатация)– комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному или социальному назначению. При потреблении товар либо полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть вновь применен по назначению, даже если он сохраняется (например, одноразовые шприцы и т.д.), либо полностью используется (лакокрасочные материалы, пищевые продукты и т.д.);

12) перепродажа– это повторная реализация ранее приобретенных и частично использованных или неиспользованных (новых) товаров. Используемые ранее товары, могут частично утратить потребительские свойства и количественные характеристики, но должны сохранить ассортиментную принадлежность (поддержанный автомобиль, холодильник, а не груда металла; пальто или платье, а не ветошь). Такие товары называют бывшими в употреблении (секонд-хенд).

Антикварные, старинные, эксклюзивные товары могут частично утратить отдельные потребительские свойства (например, моду), но одновременно увеличивается уровень их психологических свойств или свойств социального назначения.

Повторной реализации подвергаются только непродовольственные товары. Перепродажа неиспользованных или частично использованных пищевых продуктов запрещена.Следует отметить, что покупка товаров не для личного потребления, а для последующей их реализации к рассматриваемому этапу не относится, т.к. является дополнительной посреднической услугой по реализации товара на товарной стадии.

Перепродажа товаров осуществляется в комиссионных отделах и магазинах, на вещевых рынках. В торговых организациях оценка их товароведных характеристик и цены производится товароведами-экспертами или оценщиками (например, автомобилей, бытовой техники, одежды).

Завершающей стадией неиспользованных полностью товаров является их утилизация.

4. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.

Этой стадии присущи два взаимозаменяющих друг друга этапа: повторное использование или уничтожение.

13) повторное использование – совокупность операций, предназначенных для формирования новых товароведных характеристик товаров или устранения их несоответствий. Повторному использованию подлежат условно пригодные товары, частично или полностью утратившие основные характеристики, за исключением безопасности. Например, раздавленные – свежие плоды или овощи, деформированные пищевые продукты и утратившие функциональное или социальное назначение непродовольственные товары могут быть использованы как вторичное сырьё для промышленной или домашней переработки, а также на предприятиях для изготовления новых, пригодных для иного или аналогичного употребления товаров. Например, отходы полимерных материалов – при производстве упаковки и т.п. ;

14) утилизация – завершающий этап, предназначенный для уничтожения опасной продукции.

Рассмотренный технологический цикл товаров отличается от жизненного цикла товаров, принятого в маркетинге, тем, что последний изучает в основном стадии рыночной «жизни» товара.

Технические документы делятся на два вида:

Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяют на товарно-сопроводительные и эксплуатационные документы.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД)– документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации. В зависимости от характеристик товара ТСД подразделяют на следующие четыре вида:

А) Количественные ТСД – технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объём и т.п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся (наименование, сорт, марка).

К количественным ТСД относятся отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов.

Б) ТСД по качеству – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В эти документы включают не только сведения о качестве товаров, значениях показателей качества, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.

ТСД по качеству подразделяют на обязательные и необязательные. К обязательным относятся сертификаты соответствия и декларации соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию удостоверения о качестве, если в стандартах предусмотрено их наличие. Необязательные виды сертификатов – ветеринарный, фитосанитарный, а также сертификаты соответствия.

В) Декларации соответствия – документы, удостоверяющие соответствие продукции требованиям технических регламентов. Декларация может быть составлена для товаров, которые не вошли в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, а включены в Перечень продукции, подлежащей декларированию. Это могут быть:

- акты списания - документы, предназначенные для передачи, хранения и учёта информации о недоброкачественной продукции;

- счёт фактура - выписывается поставщиком для документального сопровождения партий товара вместе с накладной и является основанием для оплаты поступившего товара по безналичному расчёту с оформлением платёжного поручения.

Г) Комплексные ТСД – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения. К комплексным ТСД относятся:

v Приходно-расходная накладная, в которой содержатся информация о наименовании и др. идентифицирующих признаках товара (сорт, артикул), его количество (в единицах), а также цена, общая сумма (с учётом налога на НДС) отпуска товара. Накладную подписывают материально ответственные лица, сдавшие и принявшие товар, и заверяют круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.

v Товарно-транспортная накладная – первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. Накладная имеет два раздела товарный и транспортный.

В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар: наименование, адрес и банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре (наименование, сорта, артикулы, количество мест, масса брутто, нетто и тары, вид упаковки, цена, сумма). Кроме того, могут быть указаны суммы НДС. Здесь же должны быть подписи ответственных лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших его.

Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки товара и содержит информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа, наименовании и адресе заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя, пункте погрузки и разгрузки, грузе (наименование, сорт, артикул, единицы измерения, количество единиц, цена за единицу, сумма, на которую поставляется товар), а так же о документах, следующих с грузом, виде упаковки, количестве мест.

v Железнодорожная накладная – оформляемый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию аналогична товарно-транспортной накладной, но имеет незначительные отличия (например, данные о номере вагона).

 

2. Эксплуатационные документы –документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров. Они рассчитаны на использование и обслуживание этих товаров лицами, не прошедшими специальной подготовки.

В эксплуатационных документах могут содержаться сведения о размерных характеристиках (масса, габариты, напряжение или сила тока и т.п.), необходимых для эксплуатации бытовой техники.

Номенклатура эксплуатационных документов представлена руководствами по эксплуатации, паспортами и этикетками.

Руководство по эксплуатации – эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделий.

Руководство должно содержать следующие разделы: общие указания, технические данные, комплект поставки, требования по технике безопасности, устройство изделия, подготовка к работе, порядок работы, техническое обслуживание, правила хранения, возможные неисправности и методы их устранения, свидетельства о приёмке, гарантийные обязательства, цена, приложения.

Паспорт - эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия. Он содержит следующие разделы: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приёмке, гарантийные обязательства, цена.

Этикетка - эксплуатационный документ, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.

В этикетках указывают наименование изделия, обозначение его или индекс, технические данные, номер стандарта или технического условия, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска.