Ценообразование, цена, ее виды.

Пути снижения себестоимости продукции.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, автоматизации производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение новых (более прогрессивных) видов материалов позволяет значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости достигается также за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение имеет соблюдение режима экономии, которое проявляется в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращение расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и др.непроизводственных расходов.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах (механизация и автоматизация производства приводит к сокращению численности рабочих).

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращение потерь от барка и сокращение расходов по сбыту продукции.

 

 

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Для любого хозяйствующего субъекта , работающего на рынок, вопрос о ценах – это вопрос существования и благополучия.

Значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельности продукции и производства.

Цена –это денежное выражение стоимости товара, работы или услуг.

Она выполняет различные функции: учетную (оцениваются затраты и результаты производства), стимулирующую (используется для повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и т.д.) и распределительную (т.е.в цену могут закладываться налоги, которые затем поступают в бюджет государства).

Цены могут быть классифицированы по:

· Способу измерения (в отечественной валюте, в валюте других государств, в условных валютных единицах)

· По виду оцениваемого товара (тариф, обменный курс, торговая наценка, процентная ставка, страховая премия и т.д.)

· По составу (цена может включать НДС, пошлины, акцизы ,цену на доставку товара, монтаж и др.)

 

По отраслям и сферам обслуживания цены подразделяются на следующие виды:

· Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым продается и закупается продукция предприятия всеми категориям потребителей (кроме населения) не зависимо от форм собственности.

· Цены на строительную продукцию – представляют либо сметную стоимость объекта (предельные затраты), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (1 кв.м.)

· Закупочные цены – цены, по которым реализуется с/х продукция, обычно они являются договорными ценами и устанавливаются по соглашению сторон.

· Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

· Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению и предприятиям

· Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт импорт товаров и услуг (импортные цены и экспортные цены)

По степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на:

· Рыночные – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они подразделяются на свободные (рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса предложения), монопольные (рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования) и демпинговые (цена, сознательно заниженная 1 или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен, используется для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж).

· Регулируемая – цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные (регулируемая цена твердо установленной величины, например на золото, газ, тепло и электроэнергию) и предельные ( регулируемая цена, ограниченная верхним или нижним пределами, например закупочные цены на зерно)

По характеру ценовой информации цены классифицируются

· Аукционные цены - цена товара, проданного на аукционе.

· Биржевая цена – цена, по которой осуществляется сделка по купле – продаже товаров на бирже.

· Договорная (контрактная) цена – цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором.

· другие

В условиях действия свободных цен предприятие самостоятельно выбирает метод ( или стратегию) ценообразования. Этот выбор происходит с учетом уровня конкуренции на рынке, вида производимой продукции, стратегических целей развития предприятия и других факторов.

Поэтому ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс сбора и анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики, установление конкретного уровня цен, формирование системы скидок и надбавок к цене, корректировку ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Главной составляющей в системе маркетинга является ценовая политика.

Ценовая политика это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Основными целями ценовой политики являются:

· увеличение доли рынка (т.е.выживаемость предприятия. Конкуренции \ цена\ качество)

· максимизация доли прибыли (за счет цен и затрат)

· обеспечение окупаемости затрат

· обеспечение лидерства по показателям качества

· проникновение на рынок и закрепление на нем

· улучшение сегментации рынка

Правильно выбранная установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства и реализации товара, а также обеспечивать получение определенной прибыли (т.е. должен быть сделан расчет безубыточности и обеспечения прибыли).

 

Выделяют затратный и ценностный процесс образования

Затратный – метод ценообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализацию товара

Ценностное ценообразование – метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность»/ «затраты»