Дт 51, 55 Кт 66, 67.

Дт 20 Кт 10, 70, 69 и др.

Дт 60 Кт 51,52,55.

У подрядчика все затраты по выполнению строительных работ являются основным видом деятельности и учитываются на счете 20 «Основное производство», т.е. на основании документов по отпуску материалов и запасных частей, расчетных ведомостей по начислению заработной платы и пр. делаются бухгалтерские записи:

Согласно ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда» застройщик выявляет финансовый результат от выполнения своих функций определением разницы между величиной средств, заложенных в смету на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами. В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости финансовый результат включает также разницу между этой стоимостью и фактическими затратами на строительство объекта с учетом затрат на содержание застройщика. Таким образом, после окончания строительства и сдачи объекта по акту заказчику на бухгалтерских счетах подрядчика делаются записи:

Дт 62 Кт 90/1.

При списании фактической себестоимости выполненных подрядчиком работ и НДС по работам и услугам подрядчика:

Дт 90/2 Кт 20, 68.

Таким образом, на счете 90 «Продажи» подрядчик традиционным образом определяет свою прибыль или убыток от проведения строительства конкретного объекта.

Если же строительная деятельность для заказчика не является обычным видом деятельности, то финансовый результат выявляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

· после завершения всех работ на объекте строительства;

· в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах.

Как уже отмечалось, порядок расчетов за выполненные строительными и монтажными организациями работы регламентируется договором подряда, в котором может предусматриваться авансирование оплаты затрат под незаконченные работы. В этом случае перечисленные заказчиком денежные средства отражаются как авансы выданные, т.е. делается запись:

Дт 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кт 51, 55.

При недостаточности собственных средств застройщик может оформить кредит в банке для оплаты счетов подрядчика. Поступление кредита отражается:

Согласно ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» при использовании кредита для предварительной оплаты получаемого имущества или услуг проценты, начисленные с момента его получения до оприходования приобретенного имущества (потребления услуг), относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с перечислением аванса. Проценты, начисленные после поступления имущества (услуг), признаются операционными расходами.

Проценты по кредиту, начисленные до получения имущества (услуги), отражаются:

Дт 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кт 66, 67.

Отнесение начисленных процентов в дебет счета учета расчетов с подрядчиком вполне объяснимо. Если до получения имущества сделка будет расторгнута по вине подрядчика, то застройщик в соответствии с гражданским законодательством будет вправе потребовать от контрагента возмещения не только суммы аванса, но и всех понесенных затрат, в том числе и начисленных за это время процентов по кредиту. После получения имущества (услуги) и до ввода объекта в эксплуатацию начисление процентов будет отражаться:

Дт 08/3 Кт 66, 67.

Подрядная организация может отражать полученные авансы как выручку по этапам незавершенного строительства. Для этих целей у подрядчика используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». На этом счете обобщается информация о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет при необходимости используется организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам. Стоимость оплаченных заказчиком этапов работ подрядчик показывает:

Дт 46 Кт 90/1.

Одновременно сумма затрат по уже законченным и принятым этапам работ списывается:

Дт 90/2 Кт 20.

Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату принятых этапов отражаются: