Учетная политика при ведении бухгалтерского учета

Как было сказано выше, бухгалтерский учет в организации должен вестись по определенным правилам. Основная сложность заключается в выборе такой совокупности правил, применение которых обеспечило бы организации подготовку в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. Эти правила с учетом специфики деятельности организации и принимаются во внимание при формировании ее учетной политики.

Учетная политикаэто совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией, для осуществления первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика в хозяйствующих субъектах разрабатывается основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с этим ПБУ главный бухгалтер формирует учетную политику организации, которая утверждается приказом или распоряжением руководителя организации.

Учетная политика организации применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первого представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации (приобретения прав юридического лица).

Учетная политика должна обеспечивать выполнение следующих требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. При формировании учетной политики предполагаются допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При выборе учетной политики необходимо учитывать:

• форму собственности и организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта;

• вид деятельности (отраслевую принадлежность);

• объем деятельности, численность работников;

• разветвленность структуры организации;

• состояние производственного потенциала организации;

• длительность производственного цикла;

• профессионализм бухгалтеров, менеджеров и других административно-управленческих работников;

• степень автоматизации учетно-вычислительных работ и др.

Обычно различают два аспекта учетной политики — организационный и методологический.

В организационный раздел включаются положения учетной политики, необходимые для организации бухгалтерского учета в хозяйствующем субъекте.

К организационному аспекту учетной политики относится разработка и утверждение:

Ø способа организации бухгалтерского учета;

Ø рабочего плана счетов бухгалтерского учета (рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно на основе единого Плана счетов бухгалтерского учета и включает перечень счетов, необходимых и достаточных для отражения ее финансово-хозяйственной деятельности);

Ø формы первичных документов для отражения различных операций, по которым не предусмотрены типовые унифицированные формы;

Ø правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

Ø формы внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с информационными потребностями менеджеров различных уровней;

Ø порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Ø методов контроля за хозяйственными операциями;

Ø других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Методологический аспектучетной политики описывает, какие именно способы оценки активов и обязательств, начисления амортизации, признания расходов и доходов и т.п. выбрала организация из всего разнообразия способов и методов, рекомендованных системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

К методологическому аспекту учетной политики можно, в частности, отнести:

Ø решение о переоценке и ее способ по объектам основных средств;

Ø способы погашения стоимости внеоборотных активов;

Ø вариант учета приобретения материально-производственных запасов;

Ø методы оценки материальных ресурсов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

Ø способ учета выпуска готовой продукции;

Ø порядок и сроки списания расходов будущих периодов;

Ø создание резервного капитала и других резервов;

Ø порядок списания доходов будущих периодов;

Ø признание и списание управленческих и коммерческих расходов;

Ø порядок признания выручки организации;

Ø правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета выбирается один способ (метод) из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы и методы ведения учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий собственный способ (метод) исходя из основных принципов бухгалтерского учета и профессионального суждения (знаний, опыта и квалификации) бухгалтерского аппарата.

Естественно, что в процессе хозяйственной деятельности у организации может возникнуть необходимость изменить или дополнить действующую учетную политику. Согласно ПБУ 1/98 изменение учетной политики может производиться в случаях:

ü изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

ü разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, которые предполагают более достоверное представление фактов ее хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса (без снижения степени достоверности информации);

ü существенного изменения условий деятельности. Это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности организации и пр.

Изменение учетной политики должно быть обосновано, оно вводится приказом или распоряжением руководителя организации. Такое изменение должно быть приурочено к началу следующего финансового года.

Последствия изменения учетной политики, существенно повлиявшие на финансовое положение организации, оцениваются в стоимостном выражении, и на них корректируются данные бухгалтерской отчетности соответствующего периода. При этом никакие учетные записи не производятся. Все изменения в учетной политике обязательно раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организаций.

Принятая организацией учетная политика должна быть открытой для внутренних и внешних пользователей. Часть организаций должна это делать в соответствии с действующим законодательством (например, открытые акционерные общества), другая часть — согласно учредительным документам; отдельные организации это делают самостоятельно для привлечения инвесторов и партнеров. При раскрытии учетной политики важно определить круг вопросов, представляющих экономический интерес для пользователей. Эти вопросы касаются в основном методологических аспектов учетной политики.

Способы и методы бухгалтерского учета и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации по конкретным методологическим аспектам учетной политики будут рассмотрены в соответствующих главах учебника.


Тема 2 «Учет долгосрочных инвестиций»

1. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация и основные задачи бухгалтерского учета

2. Источники финансирования долгосрочных инвестиций

3. Организация учета долгосрочных инвестиций

4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке

5. Учет приобретения внеоборотных активов

6. Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов

7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота

8. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

9. Инвентаризация незавершенного капитального строительства

10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности