Лекция 6. Деревенская проза 60-х.
Литература.
1. К. Проффер. Ключи к «Лолите». - СПб.: Симпозиум, 2000.
2. Сендерович С., Шварц Е. «Лолита»: по ту сторону порнографии и морализма // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 63-72.
Тематическое определение деревенской прозы переросло в эстетическое. Народное бытие – это крестьянский уклад жизни. Два фактора возникновения: социально-исторический аспект и этико-философский. Первый заключался в том, что проза показала социальное и экономическое состояние деревни. Она вскрывала и показывала нищету русской деревни. Город стал восприниматься как угнетатель и разрушитель деревенской жизни. Исторические корни такого положения виделись в том, что город на протяжении нескольких десятилетий выкачивал из деревни все. Второй аспект связан с разрушением сознания народа, ибо только деревня сохраняла некие духовные истины, державшие жизнь России. Из этих двух аспектов возникли две ветви в деревенской прозе. Лирическая – назад к природе, к душе, открытие ценности человека, сформированного крестьянской культурой. Ностальгически-поэтизирующая оценка прошлого. Выявление в носителе крестьянской культуры органичности, целостности, самодостаточности. Внимание к внутреннему богатству человека, роль природно-космического ощущения, мифологизм. (Ф. Абрамов «Пряслины» тетралогия, В. Белов «Привычное дело», В. Солоухин «Капля росы», В. Астафьев «Последний поклон»), Социологическая – деревенская проза о социальном и экономическом положении деревни, вперед к развитию деревни, к модернизации и индустриализации (Б.Можаев «Живой», В.Овечкин «Районные будни», В. Тендряков «Поденка — век короткий», «Тугой узел», Ю. Казаков «Нестор и Кир», «В город», С. Залыгин «На Иртыше»). Спасение народа видится в двух путях: легитивный через закон, разум; нравственный через совесть. Заслуга деревенской прозы в том, что она открыла проблему противоречия между государством, властью и народом, впервые была поднята проблема возрождения народа. В поэтике произведений деревенской прозы большое место занимает правда жизни, отсюда бытописание и этнографичность. Американская исследовательница Катлин Партэ выделяет в поэтике этих произведений определенные концепты, формирующие смысл: деревня, природа, дом, родные места, время, родной язык.
В. Белов «Привычное дело». 1966. Хроника жизни села и человеской жизни. Композиция – семь глав, состоящие из отдельных новелл о деревенской жизни. Время – годичный цикл от поздней зимы (март-апрель) до ранней зимы. На первом плане семья Дрыновых: Иван Африканович, Катерина, дети (9), бабка Евстолья (вторая глава, которая дает распорядок семьи, длящийся на протяжении нескольких лет, сведения о прошлом этой семьи, о её зарождении, бытовые подробности, сказовая речь, характерная для русского Севера). Остальные сюжетные линии: Мишки Петрова, Митьки, стариков Курова и Федора только подтверждает мысль о нелегкой крестьянской доле, дополняют линию семью Дрыновых.
Композиционно повесть можно разделить на несколько частей. Первая и вторая главы дают социально-бытовой фон жизни героя, на котором разворачивается нравственная проблематика повести. Третья часть, начинающаяся главой «На бревнах», показывает модель гармоничного нравственного мира, где всё встает на свои места, где есть место веселью, печали, радости, где резвятся дети. С 4 части начинается постепенное разрушение этой гармонии, Иван Африканович предстает не в естественной для себя обстановке, а в столкновении с обстоятельствами, которые противоречат его характеру. В ситуации поездки в город на заработки герой изменяет самому себе, своему внутреннему состоянию, и смерть Катерины как кульминация повести, следует как наказание героя, разрушает даже возможность гармонии в душе и в жизни Ивана Аф. Для писателя важно показать способность своего героя, простого русского мужика, в ситуации, когда, кажется, потеряны связи с миром, вновь обрести эти связи, найти опору в жизни, почувствовать и осознать свою силу и своё значение в отношении с семьей, землей, «привычным делом». Новая гармония наступает в душе героя тогда, когда он думает о вечном буйстве природы, в котором заложено упрямство жизни, залечивающей любые раны (с.152).
В повести дается два возможных существования человека в бытии. Первый путь – самопожертвование. Семья существует только потому, что каждый несет свой крест, выполняет свои обязанности, данные ему самой жизнью: Иван Африканович работает в колхозе, получая крохи, постоянно пребывая в состоянии унижения, зависимости, Катерина несколько лет «ломит» на ферме, кормя семью, бабка Евстолья ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, старшие дети Татьяна и Антошка уже находятся вне дома, в няньках, в интернате. Это совершенно безропотное существование, так заведено крестьянским укладом и не нам его ломать. Есть мелкий бунт, проявляющийся в редкие минуты, когда кончается терпенье: бабка Евстолья грозится уже лет шесть уехать к сыну, Катерина попадает в больницу, Иван Африканович выпивает, пытается уехать, чтобы заработать денег на стороне, но это временный бунт, оканчивающийся ещё большей и глубокой укорененностью в быте. Осознанный выбор именно этого пути показан на примере гл героя.
Иван Африк органично слит с пространством деревни, с лесом, рекой, лошадьми, природой, он открыт миру, в его человеческой природе смирение и самоотверженность, слитность с бытием. Он ощущает себя частицей огромного мироздания, ощущает страх перед смертью и его поражает простая, никогда ранее ни приходившая в голову мысль, что его жизнь есть продолжение вечного круговорота бытия и родиться лучше, чем не родиться (148). Его жизнь и есть тот порядок, кот заложен природой издавна и то, что государство не дает ему жить по природным законам лишь подтверждает эту аксиому. Человек сильный, храбрый, дошедший в войну до Берлина, имеющий орден Славы, этот человек бессилен перед абсурдом государственной машины. Но человек этот живет по закону совести, даже в самых абсурдных ситуациях, например, когда конфисковывают сено, заготовленное им для коровы, ему стыдно как депутату сельсовета.
В своём восприятии жизни Иван Африканович упоблен своей корове Рогуле, жизни которой и ощущению жизни посвящена шестая глава. Главным словом, характеризующим ощущение её жизни, становится слово равнодушие, она воспринимает мир безмятежно, без различения времен года и лет вообще, только исключительные события, как рождение теленка и его отнятие, нападение медведицы может пробудить её сознание, однако, затем снова следует равнодушное преживание собственной судьбы, лишь в момент смерти Рогуля как бы прозревает свою смерть и понимает, что жизнь ушла, она вся отдана людям и люди забирают последнее, что осталось (с.130). В её облике важна доверчивость к жизни, к людям — привычное дело, то, что отличает Ивана Африкановича, привычное дело, это сама жизнь и всё, что в ней происходит, будь то светлые или темные стороны: «Жись, она везде жись..».
Иван Африканович активен именно как коллективная личность, личность в коллективе, всей своей жизнью он разделяет судьбу деревни и страны. Задавшийся вопросом смысла жизни, герой в спорах со своим шурином, с самой действительностью понимает, что порядок жизни только в том и состоит, чтобы прожить жизнь в соответствии с законами природы, нести свой крест крестьянского нелегкого труда.
Другой путь связан со сказками бабки Евстольи, рассказывающей о пошехонцах. Сказки бабки о пошехонцах представляют собой вставную новеллу в повести. Пошехонцы — это народ, который нерадив, глуп, неумел и делает всё в разрез с законами жизни, природы. Это невеселые мужики, всё у них неладно. Первый их поход за табаком ничего не дает, они делают круг и возвращаются в свою деревню без табака и побитые. Второй поход за смыслом жизни также остается без ответа, их попросту обманывают, вымогают у них деньги; в то же время за походами они не сеят, не пашут, растят хлеб, это совершенно бессмысленное существование в дали от природных законов. Поэтому существование пошехонцев прослеживается и в современной жизни, где процветает пьянство, разгул, бессмысленное поведение мужиков. Это люди, во многом, уже потеряли звание крестьянина, труженника. Мишка Петров уподобляется пошехонцу, он предпочитает хитрить, меньше работать, обманывать, Дашка Путанка может бросить телет непоенными и некормленными, Митька, брат Катерины отличается легким нравом, в погоне за легким рублем. Иван Африк однажды испытавший этот путь оказывается наказан смертью самого близкого человека.
ВЫВОД.В повести особый вес приобретают качества народной нравственности, рассматриваемые в широком смысле: любовь, верность,трудолюбие, близость к природе, честность, доброта. В творчестве Белова эти качества существуют как абсолютные, незыблемые ценности, по отношению к которым определяется внутренняя сущность персонажей. Эти качества проявляются как черты народного характера, народной нравственности. Писатель находит «уровень всеобщего смысла» в народном миросозерцании, в народной нравственности, в тех качествах народного характера, которые вырабатывались в труде на протяжении веков. Авторская точка зрения, позиция проявляется в построении композиции, в названиях глав, в ироническом осмыслении эпиграфов.
Ф. Абрамов «Братья и сестры», «Дом». 1958 и 1978. Первый и заключительный роман тетралогии «Пряслины». От первого до последнего романа писатель прослеживает историю русской деревни от войны до современности, прослеживается именно её разрушение, постепенное мельчание людей.
С самого начала романа дается пространство края, где будет происходить действие от 42 года до 1973. Река Пинега, деревня Пекашино, которую отличает лиственница — огромное зеленое дерево, царственно возвышающееся на скате горы (мирообраз вселенной, мировое древо, держащее землю, символ вечной жизни, стержень мироздания), лес, который является, с одной стороны, врагом людей, он наступает на пашни, нужно постоянно отвоевывать пространство земли для хлеба, с другой стороны, это гордость пекашинцев, Красный бор, стройные корабельные сосны, который в 70-х годах будет вырублен, уничтожен совершенно. И пашни, которые отвоеваны у леса с трудом и сохраняют историю борьбы человека и немилой природы. Малое пространство символизирует дом, который строится по особым законам, дом — это образ жизни, образ достатка и характера его хозяина, его строителя. Главным героем романа «Дом» станет дом Степана Андрияновича Ставрова, историю строительства которого автор дает в первой книге. Разрушение дома становится символом разрушения устоявшей жизни, семьи, целой эпохи в жизни села.
Сюжет романов состоит в изображении жизни деревни, в первом романе это работа в войну, самоотверженная и страшная, «из села в войну взято 60 мужиков, а посеяно и вспахано, как будто бабы нарожали снова 60 мужиков». История взросления Михаила Пряслина и становление его как мужчины, хозяина и кормильца семьи, своеобразная инициация в покосе, пахоте, на лесозаготовках. В последнем романе перед нами уже взрослый сороколетний мужчина, построивший свой собственный дом, воспитавший трех дочерей. Семья Пряслиных в центре повествования и вновь остальные персонажи показаны только в связи с ними. Самая яркая сцена в первом романе та, где рябята играют в «хозяйство». В этой игре прослеживается весь крестьянский уклад, выработанный за много веков. Каждому здесь отведены свои роли, свои обязанности и выполнять эти обязанности нужно вне зависимости от желания, это долг и совесть человека, его внутренний императив. В этой игре крепнет чувство общности, выступающее вначале как чувство семьи, а затем как общность национальная (братья и сестры).
В последнем романе повествоание развивается как многоголосый диспут, в котором борения мнений и поиски истины так же драматичны, как реальность, их породившая. Спор возникает между Михаилом и бывшим мужем его сестры Лизы Егоршей, между Михаилом и управляющим совхоза Таборским, между Михаилом и братьями, сестрой, женой. Пряслины — семья, на которой держится деревня начинает постепенно поддаваться материальным, низменным, мещанским распрям, не понимает Михаил свою сестру, отворачивается от неё, тяготится Петр братом Григорием, младшая Татьяна совсем отказалась от деревни, став москвичкой, Федор сидит в тюрьме. Так происходит распадение крепких семейных связей, в основе сюжета драматический пафос разрушения дома, семьи, деревни, нации. «так ведь тогда не люди — праведники святые жили на земле…». «рублик-батюшка всему причина. Как перевели на совхозы Пинегу да стали платить северные, так и покатил мужик в деревню..».
Так определяется главный нравственно-философский конфликт — столкновение «праведного», святого, духовного начала с началом грешным и плотским, со стихией бездуховности. Это противостояние показано на персонажах. Михаил показывается в постоянном противоборстве, с одной стороны, в нем сохранилось много хорошего, прежде всего, боль за землю, радость при виде родной земли, умение трудиться (танк, трактор). С другой стороны, в нем появляется нетерпимость и к родным людям, и к подчиненным и постоянные стычки, скандалы с начальством. Петр, Егор. Единственным персонажем, остающимся верным себя, является Лиза, святая Лиза, которая живет не по законам приобретения и накопительства, а по законам совести, все её поступки продиктованы стремлением не обидеть, не уничтожить человека и память, которая связана с домом. Лиза — душа пряслинского рода, Дома, хранительница очага, самое доброе, что в нем есть, поэтому предстает она в последней книге в расцвете своей красоты и женственности.
Будущее деревни видится Абрамову пессимистично, управляющим становится Виктор Нетесов, «немец», человек рациональный, хозяйственный, но лишенный душевности, истинного духа деревни, погибает скорее всего Лиза, гибель её можно рассматривать как кару за то, что не сохранила наследство, не смогла уберечь завещенное свекром. Михаил буквально отставлен от совхозных дел, послан конюхом, молодежь деревни не видит в будущем развития, не ощущает святости крестьянского труда.
А. Солженицын «Матренин двор». написанном в 1959 и опубликованном в 1964, стал рассказ «Матренин двор». Можно утверждать, что «Иван Денисович» и «Матренин двор» связаны между собой темой простого советского человека. Но если Иван Денисович притерпелся, то Матрена Васильевна по-настоящему терпит эту абсурдную жизнь, уподобляясь великомученице. Солженицын показывает хранителя общечеловеческих духовных святынь в мире давно лишенном таковых. Повествование ведется от первого лица, рассказчик человек во многом биографический, прошедший лагерь и стремящийся оказаться в тишине и покое глубинной России, поэтому название деревни Высокое Поле навевает мысли о том самом месте, где не стыдно жить и умереть. Но веселое название оказывается пустым звуком, это пространство, где нет хлеба, нет русского леса, нет духа деревни. Железная дорога, которая символизирует большое пространство внешней недолжной России, разделяет и двор Матрены и его жизнь. Внутреннее пространство этого деревенского мира определяется двором и домом Матрены. Микрокосм дома, русской избы очень важен. Во-первых, дом Матрены, построенный ещё дедом мужа, строен «давно и добротно, на большую семью» уже сам по себе является символом коренного деревенского уклада. В избе главное место занимает русская печь, являющаяся, как известно, символом плодородия, здоровья, мира и жизни в избе. Есть здесь своя фауна (кошка, мыши, тараканы), флора (фикусы), своё искусство и музыка. И этот Ноев ковчег, эта вселенная разрушается со смертью Матрены, разрушается сама деревня. Причем разрушение идет не столько извне, сколько изнутри этого мира. Он заражен жадностью, жестокостью и бесчувствием, автор напрямую связывает разгул этих страстей с коллективизацией, с беспределом власти. Как говорит со стыдом Матрена: «Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот вечер подступил». Символом этого мира становится бывший возлюбленный Матрены – Фаддей, так и не простивший её.
Матрена же – не от мира сего. Осуждаемая этим миром ( и нечистоплотная, и за обзаводом не гналась, людям бесплатно помогает), она живет не по нормам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно. Матрена Васильевна претерпевает муки и совершает праведные дела в пределах бытовых координат колхозной деревни. Сюда входят и походы за торфом, и за справкой о пенсии, и непосильный труд. И праведность Матрены в том, что в таких повседневных, мелочных, часто унижающих испытаниях она остается терпимой и терпеливой, незлобливой и отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. Святость Матрены открывается в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности. Это неканоническое житие, но все же житие эпохи всеобщей коллективизации, страшного эксперимента над целой страной. Поэтому в финале рассказа заключена надежда автора на сохранение такого праведника на Руси, надежда на выживание русского народа. Автора всегда интересуют духовные свойства народа, кот помогают противостоять системе. Внешнее подчинение обстоятельствам оказывается ложным, народ не принимает истинность существующей власти, поэтому характерно пассивное противостояние власти.