Универсальная феноменологическая онтология М. Анри.

Следующий оригинальный вариант религиозной феноменологии, стремившийся отыскать «действительно» последнее основание сущего — «сущность обнаружения феномена» мы можем увидеть у Мишеля Анри («Сущность обнаружения» 1963).

«Универсальная феноменологическая онтология» базируется на нескольких тезисах. Анри заимствует идею о внутренней связи Божественного Откровения и человеческой души у немецкого мистика Мейстера Экхарта, подтверждение единства человека и Бога находит у Къеркегора, так же он обращается к раннему Гегелю, писавшему в «Духе христианства и его судьбе» о христианской любви как о примирении с жизнью.

«Опыт откровения сущности следует искать в самой жизни, внутри человека: он и есть «человеческая реальность», «экзистенция без трансценденции», больше похожая на в себе существующую имманентную монаду. Жизнь является самооткровением, обнаруживается без дистанции, скачка, разрыва в радикальной имманентности своего чистого пафоса. Для описания сущности как жизни Анри вводит ключевое понятие — автоаффекция, когда я страдаю и чувствую, что страдаю, я вижу и одновременно я чувствую, что вижу, я мыслю и чувствую, что мыслю и т.д. Но автоаффекция — это определение не индивидуального субъекта, а сущности обнаружения, то есть автоаффективно откровение, абсолютное в своем внутреннем опыте»[21].

Анри утверждает, что метод «универсальной феноменологической онтологии» не должен быть интуитивным, полагая интуицию конечной мыслью. Поскольку интуитивизм ориентируется на определенное бытие и актуальный конкретный акт его переживания, то, используя мысль Гуссерля[22], философ полагает актуальный акт сознания как перманентный посыл к горизонту потенциальных актов.

Предметом «Универсальной феноменологической онтологии», можно считать то изначальное и абсолютное общее (сущность обнаружения), которое способно создать условия для возможности любого феномена и являющееся настолько фундаментальным, что не может подчиняться никакому условию, не может использовать интуицию, схватывающую всегда частное содержание.

Следовательно, доступность первого основания - Абсолюта, не может быть интуитивной, т.к. Абсолют не должен отсылать нас к трансценденции горизонта. Поэтому, методологической задачей, становится разыскание такого «вида знания», которое обращается не к интуитивному разуму, но покоится на действительном мистическом опыте таинства (мистическом опыте) «не-знания».

Обращаясь к переживанию Абсолюта в таинстве, Анри осуществляет методологический поворот в феноменологии. В изначально данном абсолютном «не-знании» таинства открывается противоречивая структура сущности обнаружения феномена. Сущность исчезает в самом акте обнаружения, не показываясь в принципе. Сущность - условие истины, но в то же время она сама — не-истина.

Согласно Анри, феномены - трансцендентны по отношению к своему основанию, сущность - имманентна. Форма откровения сущности (способ ее свершения) имеет материальное значение: «как», следовательно, форма этого откровения есть его собственное содержание, материя.

Анри вырабатывает собственную оригинальную концепцию феноменологии, исходя из религиозной философии и мистики, определяя трансцендентальную сферу, сущность, как Бога - радикальную имманенцию, остающуюся после заключения в скобки сущего и категорически отказывающуюся от какого бы то ни было следа этого сущего, даже в форме различия.

Феноменологическая концепция, рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей особым феноменологическим методом, являющимся фундаментом науки.

Для Левинаса, благодаря философии Гуссерля открылась возможность философской работы, не зависящей от определенной догматической системы, и, не руководствующейся интуитивными всплесками.Что касается своеобразия его философии, то оно заключается во введении Левинасом в философское рассмотрение совершенно новый вид опыта - этический, т.е. опыт отношения к другому.

Оригинальность философской мысли Анри заключается в следующем. С одной стороны он отвергает материалистическую установку проявление материи себя в трансцендентности мира предполагает постоянное откровение самой жизни. С другой, опровергает идеализм, в принципе не способный осознать реальность, но обращается к переживанию Абсолюта в таинстве.

Поворот в феноменологии, сделанный французскими философами М. Анри и Э. Левинасом занимавшимися разработкой трансцендентальной проблемы, связан с переосмыслением идеи рациональной достоверности. Его можно назвать теологическим, поскольку в основе лежали религиозные переживания и Писание.


Герменевтика– (греч. hermeneutike - толкование) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга.

Исторические разновидности Г.: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим).

Первый этап исторической эволюции герменевтики. - искусство толкования воли богов или божественного намерения - античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической герменевтики. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную герменевтику. - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора - через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли.

Дильтей (1833-1911) настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). До Дильтея герменевтика. рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после - как философская, цель которой - задать возможность гуманитарного исследования. Он рассматривает как базис Г. описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается Г., - историю.

Совершенно оригинален подход Хайдеггера (1889 — 1976), который рассматривает понимание (себя) как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого последующего истолкования: и того что есть, и возможностей. Гадамер(1900–2002), интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события - такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта - наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция.

Рикер рассматривает гносеологическую сторону Г. - в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика - изучение смысла, скрытого за очевидным - коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а также экзегезой. Рефлексия как самопознание. Экзистенциальный план подразумевает распознание за различными образами интерпретации разные способы бытия - при проблематичности нахождения их единства. Г. для Рикера необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность этому Э. Бетти выступает за сохранение Г. как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20 в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, - она стала принципом философского подхода к действительности. (См. также Гадамер, Дильтей, Рикер, Шлейермахер, Хабермас, Герменевтический круг.) ¦ Д. В. Майборода