Философский иррационализм Шопенгауэра.

Рационализм доминировал в философии, начиная с 17в. и до второй половины 19в. Гуманистические представления, связанные с культом знания, постепенно сменяются иррационалистическим гуманизмом. Философия начинает отказываться от идеи исторического прогресса, т.к. прогресс знаний, успехи просвещения, демократизация образования и общественных отношений не являются спасением от социального зла. Они вполне сочетаются с насилием, преступностью, коррупцией государственного аппарата.

В 60-е годы 19 века в Германии большую популярность начинает приобретать учение Артура Шопенгауэра(1788-1860). Шопенгауэр пытается создать абсолютное мировоззрение, абсолютную философскую систему, которая разрешит все проблемы и тайны бытия и сумеет преодолеть противоположность между субъектом и объектом, между свободой и необходимостью. В методе исследования Шопенгауэр исходит не из объекта, не из субъекта, а из самой существенной формы - распадения на объект и субъект. Философское сочинение "Мир как воля и представление" он начинает с утверждения: "Мир есть мое представление": вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа…".

Мир явлений для Шопенгауэра – представляемый мир, который вводит нас в заблуждение, если мы его принимаем за сущность. Познать сущность мира или "вещь в себе" посредством науки или научных методов невозможно. Объективному, рациональному познанию, он противопоставляет интуитивное познание сущности мира, которое может быть обретено не посредством мышления, а лишь путем непосредственного постижения сущности вещей.

Сознание (познание) предполагает познающего и познаваемое. Хотение и воля – то, что известно нам непосредственно, а не дано извне. В хотении субъект выступает сам по себе, раскрывая тем самым свою сущность, волю. Из этой интуиции Шопенгауэра получается, что воля та всеобщая "вещь в себе", которая лежит в основе всего.

Из понятия воли должен быть удален признак сознательного намерения – только бессознательную волю следует отождествлять с силой и влечением. Шопенгауэр отделяет волю от сознания (познания). Воля первична, независима от познания, а познание (сознание) вторично и зависимо от воли. Воля - творческая мировая сила, порождающая мир.

Воля как "вещь в себе", направлена исключительно на саму себя: она не является ничем иным, как только волей хотеть, а потому содержит в себе самой такое собственное бесконечное продолжение, которое не имеет никакого телеологического (целевого) содержания. Вследствие этого учение Шопенгауэра и можно определить через понятие иррационализм.

Натурфилософия Шопенгауэра показывает три главные ступени "объективации" воли. 1. Механическая причина. 2. Органическое раздражение. 3. Мотив, сознательно определяющий действия человека. Воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений.

Этика занимает первостепенное место в философии Шопенгауэра, который не приемлет выведение морали из разума, а не из воли (Кант). Шопенгауэр - противник свободы воли. Воля действует согласно принципу мотивации. Мотив, определяющий поступки – это причина. При выборе более сильный мотив овладевает волей, которая не подчиняется разуму.

В основе всех мотиваций лежит характер, человека, который не только индивидуален и постоянен, но остается неизменным в течение всей жизни. Разница в характерах врожденна и необходима. Именно характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы. Не мотивы определяют характер человека, а характер определяет мотивы.

Основное заблуждение всех людей - то, что каждый, руководствуясь эгоизмом, признает в другом не-Я, некоторую отличную от себя индивидуальность. Тот, кто прозрел уже не делает различия между Я и не-Я. Достижение этого на пути абстрактного рационального познания опять же невозможно и лишь благодаря интуиции мы можем возвыситься до такого понимания. Зная, что страдание – это самое сокровенное и истинное, человек должен взирать на любое страдание как свое собственное, т.е. усвоить себе страдание всего мира. Человеколюбие, дружба, если они не сострадание, – это не добродетель, а всего лишь своекорыстие. Добродетель – это не акт нравственной воли, а этический идеал.

Волевой акт – это всегда стремление воли к чему-то. То к чему стремится воля – это воля к жизни. Воля к жизни – это предел. Первая заповедь воли к жизни – это инстинкт самосохранения. Постоянное стремление к благу, к наслаждениям, к радости, погоня за счастьем – это воля к жизни. Таким образом, воля к жизни с необходимостью влечет за собой эгоизм, который и служит, как правило, источником всех поступков человека.

В основе всех желаний и стремлений человека лежит неудовлетворенность, понимаемая как страдание. Если неудовлетворенность неустранима, то страдание усугубляется, если преодолена, то воля порождает новые желания, и как следствие - нескончаемую неудовлетворенность. Желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Убеждение в том, что мы живем для того, чтобы быть счастливыми есть омрачающее ум заблуждение. Мир – юдоль скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.

Принципы этики Шопенгауэра. Резигнация - самоотрицание, самоотвержение воли к жизни для достижения спокойствия и полного безжелания. Любой мотив сменяется квиетивом - отрешением от всякого желания, путем неустанной борьбы с вожделениями. Здесь Шопенгауэр переходит к жизнеотрицанию, поскольку нравственное совершенство заключается в умерщвлении воли к жизни.