Тема 16. Идеология Реформации. Ее влияние на развитие науки.

 

Феномен Реформации имеет свои истоки внутри церковной жизни.

Главная задача - "восстановлении" упрощенного пути человека к Богу, для чего считали необходимым вернуться к первоначальному христианству, к его евангельской чистоте. Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564) выступили с идеей обновления (реформы) церкви и ее учения, что составило основное содержание реформации.

Основа идеологии реформации - своеобразие раннего христианства, зафиксированное в Евангелиях и его новое прочтение. Реформаторы не затрагивали тех вопросов, которые, по их мнению, не имели отношения к вере. Выводы, которые они делают, оказывают существенное влияние на формирование новой европейской ментальности, т.к. идеи изменения церкви и ее учения в большей мере смогли привлечь внимание средних и низших слоев.

В своих идейных посылках реформация базируется на кардинальном противопоставлении Бога и мира, божественного и земного. Бог оказывается принципиально недоступным земному разуму. Божественное дело (промысел Божий) выходит за пределы человеческого разума, поскольку разум человеческий, "ко всем словам и делам Божьим слеп, глух, нечестив и кощунствен".

Ни церковь, ни какой бы то ни было индивид (апостолы, отцы церкви, папа и т.д.) не могут претендовать на знание абсолютной истины. "Христос стоит выше авторитета отцов". (Лютер.) Кроме того, нельзя приписывать Богу требования земной морали, как не стоит ожидать спасения посредством наших моральных действий.

В акте грехопадения человеческая природа получила необратимое повреждение, причем, это повреждение тотально, ибо оно захватывает и плоть, и ум, и волю. Поврежденный разум не в силах осуществить богопознание, а поврежденная воля не в силах творить добрые дела, ибо она теперь лишь похоть и злоба. В этом повреждении человеческой природы, в своей греховности люди оказываются равны друг перед другом и перед Богом.

Абсолютная греховность каждого не более приближают человека к Богу, чем землепашество, ремесленничество и торговля, но эти же занятия и не отдаляют человека от Бога. То же самое можно сказать о науке и философии. Реформаторы однозначно утверждают, что богопознание может быть только делом веры. Ни один человек никогда ничего не увидит в Писании, если в нем не будет Духа Божьего.

Реформаторы приходят к освобождению разума от догмы. По сути, снимаются все преграды и запреты для науки, для занятий наукой и философией, ибо никакие занятия наукой и философией не ведут к богопознанию, да и препятствовать ему не могут.

Исправить нравственный идеал христианина, достижение которого гарантировало бы спасение человек бессилен, т.к. он очень высок: " будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Все дела человека измеряются перед Богом лишь силой веры. Не делами, но верой спасается человек. Нет безгрешных (человек был и будет грешником, ибо он поврежден в акте грехопадения), но, будучи грешным, "падая", человек постоянно должен стремится к Богу, постоянно как бы подниматься и начинать все сначала.

Именно эта повседневная жизнь и будут его подвигом, его аскезой, его служением Богу. Человек должен как бы найти себя, выявить свое призвание перед Богом, а свидетельством милости Бога к нему будут успех и удача в его повседневной деятельности, в его трудовой деятельности.

Реформаторы провозглашают высочайшую нравственную ответственность человека за себя и свои дела. Формируется новый тип личности, которая спокойно относится к авторитетам и доверяет своей совести и разуму, допуская и возможность нравственной ошибки. Формирование такого типа личности повлекло за собой и изменение социально-политических отношений.

Утверждая успех и удачу в повседневной деятельности как свидетельство милости Бога, реформаторы должны были переосмыслить и отношение к богатству, ибо богатство, деньги есть свидетельство успеха деятельности. И реформаторы разрушают традиционную связь между богатством и удовольствием. Богатство рассматривается теперь как тяжкий труд, что влечет за собой переосмысление отношения и к труду. Любой труд есть служение Богу, если человек отдается ему во всей полноте своих сил и способностей. Таким образом, богатство, достающееся честным трудом, впрочем, как и бедность, есть лишь испытание.