Свойства и показатели качества.

Качество товаров, свойства и показатели качества.

Тема 4. Качество товаров.

1. Качество товаров, свойства и показатели качества.

2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

Качество товара является одной и основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Качество товаров – _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к качествутоваров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или эксплуатации требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.

Свойство –объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и эксплуатации.

Показатель качества– ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Классификация показателей качества и их значений представлена на рис.4.1.

Рисунок 4.1. Классификация показателей качества

Единичные показатели_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплексные показатели ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Интегральные показатели – ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Базовые показатели_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определяющие показатели – _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.

1. Оптимальное значение показателя_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Так, оптимальное значение показателя «внешний вид» строительных материалов характеризуется типичными и свойственными данному строительному материалу форме, окраске, чистой и сухой поверхности без повреждений. Довольно часто оптимальное значение применяется в качестве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ. Оптимальное значение показателя наиболее желательно, но на практике не всегда допустимо, поэтому при оценке качества определяется действительное значение показателя качества.

2. Действительное значение показателя_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Регламентированное значение – ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

4. Предельное значение_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Относительное значение показателя_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например, действительное значение показателя содержания жира в сливочном масле составляет 83%, а базовое 82,5%. Тогда относительное значение показателя равно:83/82,5=1,06.

Уровень качества товаров___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технический уровень качества_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров – совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных и предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис.5.2).

 

Рисунок. 5.2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских свойств товаров.

1. Назначение _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зависимости от удовлетворения потребностей свойства назначения подразделяются на подгруппы:

- функционального – отражают способность товаров выполнять их основные функции;

- социального – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, автомобилей и т.п.);

- классификационного - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Так, строительные материалы можно классифицировать по физико-механическим свойствам и показателям. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности и др. признакам;

- универсального - способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.

2. Надежность ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Т.е. надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров.

В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:

· долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания или ремонта. Показателями долговечности могут служить срок эксплуатации изделий, ресурс (предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах);

· безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов. Т.е. безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов. Показателями безотказности могут служить: средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы;

· ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта;

· сохраняемость - способность поддерживать исходные и количественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Этап хранения условно можно разделить на два периода:

1. складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле;

2. домашнего хранения у потребителя.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются: потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения (эти показатели мы рассмотрим более подробно на последующих лекциях.).

2. Эргономические свойства__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эти свойства подразделяются на подгруппы:

Ø антропометрические - эти свойства должны создавать комфортность и удобства при потреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить размеры обуви, одежды и т.д., диаметры ручек, размеры деталей оргтехники и т.д. При несоответствии размеров наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства;

Ø психологические - способность товаров обеспечивать душевную комфортность потребителю при эксплуатации товаров;

Ø психолого-физиологические - эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности потребителя.

4. Эстетические свойства_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако эти представления разные у различных людей. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний вид, целостность композиции, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

5. Экологические свойства - способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации и потреблении.

6.Безопасность состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность – важнейшее свойство качество, которым должны обладать все потребительские товары. Опасная продукция подлежит только уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, может быть отнесена к условно пригодной для эксплуатации или может быть использована для промпереработки для восстановления необходимых свойств.

В зависимости от природы воздействий влияющих на безопасность, различают следующие ее виды: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная.

Вещества, влияющие на химическую безопасность ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

В качестве показателей радиационной безопасности _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механическая безопасность – ________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Электрическая, магнитная и электромагнитная – _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термическая безопасность – _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарно-гигиеническая безопасность – _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противопожарная безопасность – ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практика 4. Классификация товаров по срокам годности и товароведная классификация товаров.

В зависимости от надежности товаров различают сроки сохраняемости и сроки службы товаров.

Сроки сохраняемости (срок годности, срок хранения) – __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эти сроки определяют продолжительность этапа хранения и в свою очередь зависят от климатического режима хранения. Для некоторых товаров, особенно в герметичной упаковке, отдельно устанавливаются сроки сохраняемости после её вскрытия.

Срок годности – ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Предельные сроки годности – максимально-допустимые сроки, в течении которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного.

В настоящее время многим пищевым продуктам удлиняют сроки годности за счёт применения новых видов упаковки, физических и химических методов консервирования.

Сроки хранения – ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такие сроки регламентируются для нескоропортящихся товаров: кратковременно, средне и длительно хранящихся. Сроки хранения подразделяются на:

- гарантийные – сроки, устанавливаемые изготовителем, который гарантирует стабильность качества в течение этих сроков;

- прогнозируемые сроки хранения – сроки, устанавливаемые для конкретных товарных партий с учётом их характеристик, реальных условий хранения и очередности реализации. Такие сроки обычно устанавливаются товароведами. Прогнозируемые сроки не должны превышать гарантийные сроки.

Сроки хранения(гарантийные и прогнозируемые сроки хранения, срок службы) – __________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок службы (С) включает периоды использования (Си) и хранения товара в рабочем состоянии (Сх): С=Си+Сх.

Наряду с прямым измерением срока службы в физических единицах времени (ч, мин, сут) для некоторых товаров он определяется косвенным методом. Напр., сроком эксплуатации автомобилей служит длина пробега в км. Сроки службы товаров длительного пользования устанавливаются изготовителем самостоятельно в соответствии с законом.

Гарантийный срок – _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то это вправе сделать продавец.

Срок службы товара, в том числе и гарантийный, исчисляется с момента продажи потребителю, а при невозможности установления дня продажи – со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (одежды, обуви и пр.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Гарантийный срок является частью срока службы товара, который изготовитель устанавливает как прогнозируемый. Однако в нормативных документах этот термин не применяется, хотя по сущности является таковым.

Прогнозируемый срок службы – предполагаемый срок, в течение которого, товар не утрачивает функциональное назначение и безопасность.

Реальные сроки службы – определяются надежностью товаров и их социальным назначением. Удлинению таких сроков способствует соблюдение условий эксплуатации и хранения товаров, уход за ними, а также проведение профилактического или капитального ремонта. Физическое и моральное старение товаров сокращает реальные сроки службы. Указанные факторы не влияют на гарантийные и прогнозируемые сроки службы.

Товароведная классификация товаров.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение. По назначению все товары подразделяются на следующие роды:

1. потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного пользования;

2. товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и техническое обеспечение;

3. оргтехнические товары – предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребителей.

В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные.

Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребителей, имеющих определенные различия.

Группа товаров – множество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребителей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Марочное наименование, или торговая марка – _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В современных условиях, когда общая широта товаров достигает в торговых предприятиях, особенно гипермаркетах, 50 000 – 80 000 единиц, автоматизированный учёт с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товарный артикул».

Товарный артикул – ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая вода Миргородская в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой. Артикул рисовой крупы будет определяться разновидностью шлифованный или полированный рис, сортом, фасовкой, типом и страной происхождения.

Таким образом, идентифицирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации товарных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код.

 

 


Тема 5. Оценка качества товаров.

1. Оценка качества.

2. Градация качества.

1. Оценка качества__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.