Свойства и показатели качества.
Качество товаров, свойства и показатели качества.
Тема 4. Качество товаров.
1. Качество товаров, свойства и показатели качества.
2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.
Качество товара является одной и основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Качество товаров – _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к качествутоваров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или эксплуатации требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.
Свойство –объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и эксплуатации.
Показатель качества– ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Классификация показателей качества и их значений представлена на рис.4.1.
Рисунок 4.1. Классификация показателей качества
Единичные показатели – _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексные показатели – ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Интегральные показатели – ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Базовые показатели – _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определяющие показатели – _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.
1. Оптимальное значение показателя – _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Так, оптимальное значение показателя «внешний вид» строительных материалов характеризуется типичными и свойственными данному строительному материалу форме, окраске, чистой и сухой поверхности без повреждений. Довольно часто оптимальное значение применяется в качестве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ. Оптимальное значение показателя наиболее желательно, но на практике не всегда допустимо, поэтому при оценке качества определяется действительное значение показателя качества.
2. Действительное значение показателя – _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Регламентированное значение – ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4. Предельное значение – _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Относительное значение показателя – _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например, действительное значение показателя содержания жира в сливочном масле составляет 83%, а базовое 82,5%. Тогда относительное значение показателя равно:83/82,5=1,06.
Уровень качества товаров – ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технический уровень качества – _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.
2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров – совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных и предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.
Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис.5.2).
Рисунок. 5.2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских свойств товаров.
1. Назначение – _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В зависимости от удовлетворения потребностей свойства назначения подразделяются на подгруппы:
- функционального – отражают способность товаров выполнять их основные функции;
- социального – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, автомобилей и т.п.);
- классификационного - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Так, строительные материалы можно классифицировать по физико-механическим свойствам и показателям. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности и др. признакам;
- универсального - способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.
2. Надежность – ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Т.е. надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров.
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:
· долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания или ремонта. Показателями долговечности могут служить срок эксплуатации изделий, ресурс (предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах);
· безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов. Т.е. безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов. Показателями безотказности могут служить: средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы;
· ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта;
· сохраняемость - способность поддерживать исходные и количественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Этап хранения условно можно разделить на два периода:
1. складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле;
2. домашнего хранения у потребителя.
Показателями сохраняемости потребительских товаров являются: потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения (эти показатели мы рассмотрим более подробно на последующих лекциях.).
2. Эргономические свойства – __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эти свойства подразделяются на подгруппы:
Ø антропометрические - эти свойства должны создавать комфортность и удобства при потреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить размеры обуви, одежды и т.д., диаметры ручек, размеры деталей оргтехники и т.д. При несоответствии размеров наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства;
Ø психологические - способность товаров обеспечивать душевную комфортность потребителю при эксплуатации товаров;
Ø психолого-физиологические - эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности потребителя.
4. Эстетические свойства – _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако эти представления разные у различных людей. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний вид, целостность композиции, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.
5. Экологические свойства - способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации и потреблении.
6.Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.
Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.
Безопасность – важнейшее свойство качество, которым должны обладать все потребительские товары. Опасная продукция подлежит только уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, может быть отнесена к условно пригодной для эксплуатации или может быть использована для промпереработки для восстановления необходимых свойств.
В зависимости от природы воздействий влияющих на безопасность, различают следующие ее виды: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная.
Вещества, влияющие на химическую безопасность ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
В качестве показателей радиационной безопасности _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механическая безопасность – ________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Электрическая, магнитная и электромагнитная – _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Термическая безопасность – _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарно-гигиеническая безопасность – _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Противопожарная безопасность – ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практика 4. Классификация товаров по срокам годности и товароведная классификация товаров.
В зависимости от надежности товаров различают сроки сохраняемости и сроки службы товаров.
Сроки сохраняемости (срок годности, срок хранения) – __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эти сроки определяют продолжительность этапа хранения и в свою очередь зависят от климатического режима хранения. Для некоторых товаров, особенно в герметичной упаковке, отдельно устанавливаются сроки сохраняемости после её вскрытия.
Срок годности – ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Предельные сроки годности – максимально-допустимые сроки, в течении которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного.
В настоящее время многим пищевым продуктам удлиняют сроки годности за счёт применения новых видов упаковки, физических и химических методов консервирования.
Сроки хранения – ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Такие сроки регламентируются для нескоропортящихся товаров: кратковременно, средне и длительно хранящихся. Сроки хранения подразделяются на:
- гарантийные – сроки, устанавливаемые изготовителем, который гарантирует стабильность качества в течение этих сроков;
- прогнозируемые сроки хранения – сроки, устанавливаемые для конкретных товарных партий с учётом их характеристик, реальных условий хранения и очередности реализации. Такие сроки обычно устанавливаются товароведами. Прогнозируемые сроки не должны превышать гарантийные сроки.
Сроки хранения(гарантийные и прогнозируемые сроки хранения, срок службы) – __________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок службы (С) включает периоды использования (Си) и хранения товара в рабочем состоянии (Сх): С=Си+Сх.
Наряду с прямым измерением срока службы в физических единицах времени (ч, мин, сут) для некоторых товаров он определяется косвенным методом. Напр., сроком эксплуатации автомобилей служит длина пробега в км. Сроки службы товаров длительного пользования устанавливаются изготовителем самостоятельно в соответствии с законом.
Гарантийный срок – _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то это вправе сделать продавец.
Срок службы товара, в том числе и гарантийный, исчисляется с момента продажи потребителю, а при невозможности установления дня продажи – со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (одежды, обуви и пр.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Гарантийный срок является частью срока службы товара, который изготовитель устанавливает как прогнозируемый. Однако в нормативных документах этот термин не применяется, хотя по сущности является таковым.
Прогнозируемый срок службы – предполагаемый срок, в течение которого, товар не утрачивает функциональное назначение и безопасность.
Реальные сроки службы – определяются надежностью товаров и их социальным назначением. Удлинению таких сроков способствует соблюдение условий эксплуатации и хранения товаров, уход за ними, а также проведение профилактического или капитального ремонта. Физическое и моральное старение товаров сокращает реальные сроки службы. Указанные факторы не влияют на гарантийные и прогнозируемые сроки службы.
Товароведная классификация товаров.
Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение. По назначению все товары подразделяются на следующие роды:
1. потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного пользования;
2. товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и техническое обеспечение;
3. оргтехнические товары – предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров подразделяется на классы.
Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребителей.
В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные.
Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребителей, имеющих определенные различия.
Группа товаров – множество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребителей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций.
Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.
Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.
Номинальное наименование – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Марочное наименование, или торговая марка – _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В современных условиях, когда общая широта товаров достигает в торговых предприятиях, особенно гипермаркетах, 50 000 – 80 000 единиц, автоматизированный учёт с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товарный артикул».
Товарный артикул – ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая вода Миргородская в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой. Артикул рисовой крупы будет определяться разновидностью шлифованный или полированный рис, сортом, фасовкой, типом и страной происхождения.
Таким образом, идентифицирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации товарных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код.
Тема 5. Оценка качества товаров.
1. Оценка качества.
2. Градация качества.
1. Оценка качества – __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.