Софисты о целях философии и жизни человека.

Буддизм. Атомы порождают вихри, из которых возникают миры. У каждого вихря своя оболочка, не позволяющая атомам вырваться наружу. Из-за скорости движения некоторые скопления атомов воспламеняются, так возникают видимые небесные светила.

В 5 веке до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти аристократии приходит власть рабовладельческой демократии. Государственной деятельности требовала определенной подготовки в риторике (искусстве красноречия), эристике (искусстве ведения спора) и логике и такими учителями становятся софисты.

Возникновение философии софистов было подготовлено всем предшествующим развитием философии. Основной вопрос - возможность истинного знания. По мнению софистов, истина относительна т.к. у каждого она своя.

Нигилизм софистов пробуждал мысль от догматической спячки. Софисты поставили в центре всех своих изысканий человека. Цель их философских изысканий (обучения) – успех, польза, выгода человека. Софисты разделили законы природы и законы общественные.

Протагор(483-413 гг. до н.э.) исходил из следующих позиций. Согласно учению Гераклита все вещи обладают постоянной изменчивостью. Всем вещам присущи противоположные свойства. Протагор делает вывод, что все истинно, т.е. два противоположных высказывания об одной вещи будут истинными: "Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". Именно с этого положения начинается поворот от натурфилософии к человеку и начинается становление греческого антропоцентризма. Если исходить из положения, что у каждого своя истина, то утрачивается объективный критерий различения добра и зла.

Софист Горгий (485-378 гг. до н.э.) опирался на чувственнее познание. Протагор учил, что все истинно, Горгий утверждал, что все ложно. Основное содержание взглядов Горгия было изложено в сочинении "О не-сущем, или о природе". В первом разделе своего сочинения он доказывает, что ничего не существует; во втором, – что если нечто даже и существует, то оно непостижимо; в третьем – что если оно и постижимо, то невыразимо и необъяснимо для других. Можно сказать, что и здесь речь идет, прежде всего, о том, что вне человека ничего безусловного не существует.

Понятие бытия противоречиво и, следовательно, оно несостоятельно. Говоря о непознаваемости сущего, Горгий исходит из отрицания тождества бытия и мышления. Сущее и мышление не совпадают, следовательно, мысль не содержит в себе сущее. На этом же основании утверждается и невозможность выразить, передать знание, ибо оно передается словами.

Антифонт (5 в. до н.э.) полагал, что источник многих бед человека коренится в антагонизме общественных и природных законов. Законы общества заставляют человека очень часто поступать вопреки природе. В силу этого возникает раздвоенность, "двуличность" человека, что отнюдь не способствует его душевному равновесию. Отсюда возникает требование жить сообразно с природой, по природе, ибо законы природы отменены и упразднены быть не могут. Относительно же законов общества, которые установлены людьми, утверждается, что людьми же они могут быть отменены или изменены.