Понятие ДСК

Конвенция о правах ребенка», принятая ЮНЕСКО в 1989г. и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли. В ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше (Статья 1: Что такое ребенок).

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.

В литературе XIX в. многочисленны свидетельства отсутствия детства у детей пролетариев. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833г., для обследования условий труда на фабриках. Комиссия констатировала, что дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

В исследовании А.В. Толстых показана общая картина изменения продолжительности детства в нашей стране на протяжении ХХ в. Он пишет о трех типах определенности детского возраста:

o от 0,0 до 12,0 - продолжительность детства связана с введением обязательного начального образования для всех детей - 1930г.;

o от 0,0 до 15,0 - продолжительность детства увеличилась благодаря принятию нового закона о неполной средней школе - 1959г.;

o от 0,0 до 17,0 - продолжительность детства в настоящее время, которое характеризуется представленностью всех детских возрастов и их четкой дифференциацией (Толстых А.В., 1978).

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом АРИЕСОМ. Благодаря его работам интерес к истории детства в психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. АРИЕСА признаны классическими.

Ф. АРИЕСА интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. «В том мире - пишет Ф. АРИЕС, - не было места для детства». Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства.

Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак». Во французском языке XVII в., по признанию Ф. АРИЕСА, все еще не хватало слов, которые бы в достаточной мере отделяли маленьких детей от более взрослых. Ф. АРИЕС пишет, что первоначально понятие «детство» было связано с идеей зависимости. «Детство кончалось тогда, когда кончалась или становилась меньшей зависимость. Вот почему относящиеся к детям слова еще долго будут в разговорном языке фамильярным обозначением для людей низших сословий, находящихся в полном подчинении у других: лакеев, солдат, подмастерьев. «Малыш», это вовсе не обязательно ребенок, но молодой слуга (подобно тому, как сегодня мастер или начальник скажет о 20-25-летнем рабочем: это славный малый или, наоборот, никчемный)».
Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. АРИЕСА, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. «У меня они все умирали в младенчестве», - отмечает МОНТЕЛЬ. Во времена МОНТЕЛЯ детство ассоциировалось со слабостью и глупостью.

Детские образы в живописи до XIII в. встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. В XIII в. появляются несколько детских типов. Это ангел, изображаемый в виде очень молодого человека, подростка; младенец Иисус или Богоматерь с сыном, где Иисус остается еще уменьшенной копией взрослого; нагое дитя как символ души умершего. В XV в. Ф. АРИЕС замечает два новых типа изображения детей: портрет и путти (маленький обнаженный мальчик). По словам Ф. АРИЕСА, пристрастие к путти "соответствует появлению широкого интереса к детям и детству".

Изображение реальных детей еще долго отсутствовало в живописи. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI в. портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII в., когда впервые на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. АРИЕСА, открытие детства началось в XIII в., его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI вв., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.
Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. «Ничто в костюме не отличало ребенка от взрослого», - подчеркивает Ф. АРИЕС .

Только в XVI-XVII вв. появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково

Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. АРИЕС выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

1. Архаизация - одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи.

2. Феминизация - костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды.

3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших. Так, в одежде мальчиков появились прямые штаны и детали военного мундира (например, детский матросский костюм).

«В наши дни - пишет Ф. АРИЕС, - мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI, - синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости».

ВОПРОС 5 Детская субкультура.

1). ДС — это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место. Эта система объективируется в различных играх, ритуалах, словесных произведениях и др. ДС — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое. (В.Т. Кудрявцев).

2). В широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.(Абраменкова)

3). Особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях.

4). Детская субкультура - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах. Ее содержанием является не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные явления: элементы различных культурных эпох, архетипы коллективного бессознательного, и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, детском фольклоре.

Особенности ДСК:

- Способы передачи: устно при непосредственном взаимодействии детей друг с другом.

- Занимает подчиненное место в культуре взрослых.

- Имеет субъективное значение, значима только для самих детей.

Значение ДСК: благодаря ДСК ребенок обретает свою сущность, конструирует свой мир.

Носитель ДСК – группа сверстников.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами. (Мудрик А. В.).

Функции группы сверстников:

Ø Приближает к культуре данного общества: в процессе общения со сверстниками у ребенка складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы, ценности;

Ø Научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения ожидаемых от представителей каждого пола и возраста и осуждение не одобряемого поведения);

Ø Научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы;

Ø Помощь членам в достижении автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры;

Ø Создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, самоутверждения, самореализации;

Ø Представляет собой специфическую социальную организацию «Экологическая ниша». Наличие группы – уверенность в своих силах. Группа – источник высокого самоутверждения.

Функции ДСК:

1. Усвоение возрастных норм поведения в группе сверстников

2. Научение возрастным нормам поведения в группе сверстников

3. Научение методам решения трудных задач, ситуаций

4. Решение эмоциональных проблем

5. Усвоение приемов саморегуляции и влияния на окружающих

6. Рекреационная (развлечение)

7. Познание мира и себя, окружающих людей.

Абраменкова выделяет такие функции: