Субкультура и стихийная социализация
Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой способ дифференциации развитых национальных культур, их влияния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества.
Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно подростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.
Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов:
1.Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.
2. Один из основных признаков подростково - юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач.
q Выделиться по сравнению со взрослыми;
q Способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех».
q Стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех».
3. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: открывая новый мир подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по- своему, не так, как это принято (этому служат жаргонные слова и выражения). Также подростки пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои переживания и чувства.
4. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юношей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.
ВОПРОС 4 Сущность понятия «детство»
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества