Этапы проведения ревизии

Классификация документальных ревизий

Технические средства защиты

Технические комплексы, предназначенные для охраны, весьма дороги, но нередко они просто незаменимы и суще­ственно упрощают дело, когда речь идет о вашей безопасности.

Но если кто-то надеется, что приобретя технику, он решит абсолютно все проблемы обеспечения безопасности, это ошиб­ка. Во всем нужна мера, а техническая оснащенность зависит от ваших финансовых возможностей и осознания важности этого вопроса.

Конечно же, установка кабельного охранного телеви­дения вряд ли возможна и необходима во всех помещениях офиса, но в кабинетах, где работают люди, обладающие зна­чительным объемом информации о секретах фирмы, или в помещениях, где сосредоточены большие материальные ценно­сти, это необходимо. В экстремальных ситуациях такая техни­ка может стать незаменимой для своевременной фиксации всего того, что произошло в ваше отсутствие. Служба охраны сможет не только предпринять своевременные меры по блоки­рованию и пресечению действий преступников, но и сделать видеозапись.

Диктофон - вещь также весьма полезная для фиксации ди­алога со злоумышленниками. Если в офисе есть коммутатор, то появляется возможность после получения сигнала от вас в службу охраны взять под контроль общение с человеком, кото­рый вам угрожает. Главное - повести разговор таким образом, чтобы для человека, которому потом придется анализировать запись, был хоть какой-то объем информации.

Неплохо иметь возможность и автономной магнитофонной записи. Имеется в виду автосекретарь, который можно вклю­чить как только это потребуется и зафиксировать все нюансы переговоров с шантажистом. Ну и уж совсем хорошо, если у вас на рабочем месте кроме скрытой кнопки вызова охраны есть кнопка включения магнитофона для записи беседы с посе­тителями. Кнопки должны устанавливаться таким образом, чтобы ими можно было бы воспользоваться незаметно.

Мультитоновая связь - великолепное многофункциональ­ное устройство, которое можно использовать и в экстремаль­ных ситуациях. Ее преимущество в том, что она постоянно находится с вами и воспользоваться ею можно в любое время Единственное, что в этом случае следует помнить, - это рас стояние, на котором вы находитесь от центрального пульта, и что не все мультитоновые системы позволяют быстро опреде­лить ваше местонахождение.

Охранная сигнализация, установленная в офисе, в жилых помещениях и в автотранспорте, может работать не только в режиме реагирования на «разрыв цепи», но и включаться в необходимых случаях. Важно, чтобы служба охраны правиль­но оценивала ситуацию и принимала адекватные обстановке меры.

Техническое оснащение в интересах обеспечения безопасно­сти предпринимательства - дело далеко не простое и им должны заниматься профессионалы. В настоящее время существую фирмы, которые специализируются на разработке, внедрении и обслуживании систем безопасности, а также готовят кадры для работы в соответствующих службах.

1. По основанию назначения:

плановая – по плану ревизующей организации. Проводится не реже одного раза в год. Если предприятие не осуществляет производственную деятельность, то не резе одного раза в два года

неплановая – назначается руководителем ревизующей организации при получении информации о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или по требованию правоохранительных органов.

2. По осуществляющим органам:

ведомственная – вышестоящая организация;

вневедомственная – КРУ Минфина по требованию правоохранительных органов.

3. По объёму проведения:

полные – охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность за определённый период;

частичная – проверяется одна или несколько сторон деятельности за конкретный учётный период.

4. По методу проведения:

сплошная – проверяются все без исключения документы;

выборочная – например, документы т.** авансовой отчётности;

комбинированная.

5. По повторяемости:

первичная – документы проверяются впервые;

повторная – для проверки выводов первичной ревизии (например, если при первичной не было материально-ответственного лица);

дополнительная – появились новые обстоятельства, которые не исследовались.

6. По составу ревизионной группы:

бухгалтерские;

комплексные.

Документальная ревизия рассматривается как средство управления и средство профилактики и может выявить факты правонарушений.

 

1. Подготовительный этап.

Издаётся приказ ревизующей организации, определяется состав ревизионной группы и сроки проведения (максимум – 24 дня) – плановая ревизия.

УПК РСФСР определяет, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. Выносится постановление с конкретными вопросами ревизору, которое направляется в КРУ Минфина.

Задание ревизору должно быть конкретным, вытекать из материалов дела.

2. Ревизионные действия.

Ознакомительный этап. Чтобы не останавливать работу на предприятии, в касе или местах хранения ценностей снимают остатки и оформляют актом.

3. Проведение документальной ревизии.

Первоначально проводятся общие исследования:

-изучение документооборота на предприятии (ознакомление с графиком документооборота, утверждённого руководителем, а также с учётной политикой предприятия);

-знакомство с учётными регистрами;

-знакомство с формами отчётности.

Сомнительные операции детально исследуют по первичной документации.

Ревизор имеет право:

-требовать предъявления документов;

-во время ревизии опечатывать места хранения ценностей и документов;

-запрашивать справки от взаимосвязанных организаций;

-осматривать производственные и служебные помещения, места хранения ценностей;

-проводить контрольные операции (замеры, взвешивания, обмеры и т.д.), для чего может привлекать работников;

-может приглашать специалистов для консультаций.

4. Документальное оформление результатов.

Составляется акт документальной ревизии в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх – если по требованию правоохранительных органов. Два вида актов:

промежуточный;

основной.

Назначение промежуточного акта – отражение действительного состояния хозяйственных и финансовых операций на момент проведения проверки (например, акт снятия остатков, итоги конкретного взвешивания). Промежуточные акты и объяснения по ним прилагаются к основному акту, который обобщает сведения промежуточных в целом по предприятию.

Реквизиты акта:

-дата и место составления;

-наименование объекта проверки и кто проверял;

-краткая характеристика объекта проверки;

-лицо, ответственное за объект проверки;

-описание ревизионных эпизодов – это факты недостач, растрат, порчи, хищений, перерасход товарно-материальных ценностей или переплата денежных средств;

-результат проверки, подписи проверяющих и проверяемых лиц.

Ревизионный эпизод – в его описании необходимо раскрыть их характеристику:

-в чём заключается сущность нарушения или злоупотребления;

-кто допустил нарушение или злоупотребление;

-какие обстоятельства способствовали этому;

-меры, предпринимаемые для устранения недостатков и их предотвращения;

-сумма ущерба, кто и в каком размере его возместил, кто привлечён к ответственности.

Акт ревизии используется вместе с другими материалами в предварительном и судебном следствии, чтобы установить сумму ущерба, способы сокрытия недостач и хищений в документах и записях учёта, и установить круг лиц, участвующих в нарушениях.

Акт ревизии может быть использован для доказывания противоправных действий ревизора.

Процесс и стадии проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

Судебно-бухгалтерская экспертиза – это экономическое исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности, которые стали объектами расследования правоохранительными органами, с целью их устранения.

Судебно-бухгалтерская экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, отражённые в бухгалтерском учёте и отчётности.

Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы – хозяйственные операции и достоверность их отражения в системе бухгалтерского учёта и отчётности.

Проводит экспертизу эксперт-бухгалтер, направление его деятельности – проверка качества проведённой документальной ревизии.

Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы – предметы и орудия труда, сам труд, отражённые в системе учёта и отчётности, имеющие отношение к уголовным и гражданским делам.

Метод судебно-бухгалтерской экспертизы – это совокупность методических приёмов, которые применяются с помощью специальных процедур при экспертном исследовании хозяйственных операций, отражённых в бухгалтерском учёте.

В судебно-бухгалтерской экспертизе различают процессуально-правовое и экономическое содержание, т.е. ответственность за причинённые убытки устанавливается законодательством, а их размер в денежном выражении определяется судебно-бухгалтерской экспертизой, которая либо подтверждает либо опровергает факты, отражённые в акте документальной ревизии.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях:

-когда результаты проведённой ревизии противоречат материалам дела;

-при обоснованном ходатайстве обвиняемого;

-если ревизор не принял для отражения в учёте и снижения выявленной недостачи у материально-ответственных лиц документы;

-если необходимость вызвана выводами другого вида экспертиз.

Процесс судебно-бухгалтерской экспертизы и стадии проведения

1. Организационная стадия делится на две части:

1 часть – Подготовительная работа. Готовится постановление согласно ст. 70 УПК РСФСР, подбирается эксперт-бухгалтер. В постановлении указывается фамилия эксперта, вопросы на экспертизу и прилагается материал для исследования (акт документальной ревизии, первичные документы, учётные регистры, итоги инвентаризации). Вопросы должны быть чётко сформулированы, без обобщений и должны вызывать необходимость исследования, т.е. не носить справочный характер (рассчитать, подсчитать). Вынесенное постановление вручается эксперту-бухгалтеру вместе с материалами. Обычно судебно-бухгалтерская экспертиза назначается по решению суда и проводится в помещении суда.

2 часть – Организационно-методическая подготовка экспертизы. Эксперт изучает задание, содержание и полноту материалов. В период этой части стадии постановление ещё может быть возвращено, если не хватает каких-либо документов.

Составляется план, разрабатывается методика проведения экспертизы.

2. Исследовательская стадия.

Выполнение экспертных процедур.

3. Обобщение и реализация результатов экспертизы.

1 часть – Обобщение результатов. Составляется заключение по ст. 191 УПК РСФСР (содержание заключение эксперта), которое подписывает эксперт-бухгалтер.

2 часть – Реализация результатов. Передача заключения органам, назначавшим экспертизу. Возможен допрос эксперта на предварительном и судебном следствии.

Заключение должно отвечать юридическим требованиям:

-соответствие процессуальным нормам;

-объективность, полнота, конкретность;

-научная обоснованность;

-логичность и последовательность изложения;

-соответствие требованиям стилистики деловых документов и действующих государственных стандартов.

 

Движение товарно-материальных ценностей и денежных средств

Существуют определённые стадии движения товарно-материальных ценностей:

1. Стадия снабжения.

2. Стадия производства.

3. Стадия реализации.

 

1. Стадия снабжения.

Особенности учёта производственных запасов, виды нарушений, приёмы выявления.

Производственные запасы (товарно-материальные ценности) – это вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Товарно-материальные ценности поступают на предприятия от поставщиков в соответствии с договором поставки.

При отгрузке поставщик выписывает расчётные документы:

-счёт-платёжное требование (об оплате отгруженных ценностей), или

-счёт-фактура.

Сопроводительные документы:

-накладные (например, товарно-транспортная накладная), к которым прилагается сертификат или удостоверение качества (например, ветеринарное свидетельство) или документы, предусмотренные договором.

При получении товарно-материальных ценностей на основании сопроводительных документов составляются приёмные документы:

-приёмный акт или

-приходный ордер.

Составляются они при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическим наличием товарно-материальных ценностей. В этом случае допускается приходовать ценности без оформления данных документов, при этом на документе поставщика проставить штамп или отметку с указанием основных реквизитов приёмного документа (номер и дата).

-акт ввода в эксплуатацию зданий, сооружений, передаточных устройств;

-акт приёма-передачи основных средств.

По этим документам – типовая форма ОС 1.

Если количество, качество полученных ценностей не соответствует данным сопроводительных документов, приёмку производит комиссия и оформляется:

-акт о приёмке материалов плюс коммерческий акт (в трёх экземплярах с обязательным участием представителя транспортной организации). Это основной документ для предъявления претензии.

При приобретении товарно-материальных ценностей подотчётными лицами за наличный расчёт документом, подтверждающим стоимость приобретения, является:

-акт закупки – составляется на основании кассового чека, копии чека, комиссионного.

На основании приёмных документов на складах производственных запасов заполняются учётные регистры:

-Книга (карточка) складского учёта.

-Оборотная ведомость.

-Приёмные документы передаются в бухгалтерию для учёта в:

-оборотную ведомость – в разрезе мест хранения или материально ответственных лиц.

-журнал-ордер – по видам ценностей.

-книга покупок (на основании счетов-фактур).

Со склада в производство ценности выдаются по расходным документам:

-накладная на внутреннее перемещение;

-требование;

-лимитно-заборная или отпускная карта;

-ведомость на выдачу инвентаря.

Пришедшие в негодность испорченные материалы списываются с баланса предприятия на основании:

-акт списания материалов;

-акт ликвидации основных средств (типовая форма ОС-4).

Данные этих документов отражаются в учётных регистрах склада и в бухгалтерии как расход.

Счета товарно-материальных ценностей (01 и 10) – инвентарные, т.е. каждому вновь поступившему объекту присваивается индивидуальный инвентарный номер согласно классификации.

Аналитический учёт основных средств

На основании приёмного акта (типовая форма ОС-1) открывается карточка инвентарного объекта (типовая форма ОС-7), в которой указываются полностью наименование и назначение объекта, заводской номер, дата выпуска, ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, первоначальная стоимость, номер амортизационных отчислений, данные о перемещении объекта.

Стоимость эксплуатируемого объекта основных средств в виде амортизации переносится на вновь изготовленный продукт равными долями в течение нормативного срока службы.

Построение аналитического учёта должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств – по видам, местам нахождения.

Данные аналитического учёта используются для проверки исходящей информации о подлогах в документах на поступление и в убытие конкретных основных средств (например, неоприходование основные средств, полученных по безналичному расчёту, т.е. нет приёмных документов и нет записей в учётных регистрах).

Хищения скрываются путём составления подложных актов на списание основных средств по ветхости и в связи с полным износом. В актах обычно искажается дата приобретения. Искажения устанавливают последовательным сличением по датам актов о ликвидации, инвентаризационных карточек, актов на приобретение описываемых объектов.

 

2. Нарушения на складах производственных запасов (вторая стадия).

2.1. Нарушения со стороны поставщика:

1) При получении некачественных ценностей от поставщика необходимо установить, в какой момент ценности оказались некачественными:

-нарушение технологии производства у поставщика (провести товарную экспертизу);

-в процессе транспортировки – необходимо проверить наличие оформленных в установленном порядке коммерческих актов.

2) Поставка или отгрузка неучтённого сырья. Выявляется встречной проверкой сопроводительных документов и расчётных документов у получателя и поставщика. Может выявить отсутствие расходных документов у поставщика или расхождение между двумя экземплярами по наименованию, количеству, качеству.

2.2. Нарушения для склада запасов

Создание неучтённых излишков при приёме ценностей от поставщика, в процессе хранения, при отпуске в производство:

-неполное оприходование (полное неоприходование) ценностей, поступивших от поставщиков. Выявляется встречной проверкой и взаимным контролем сопроводительных и расчётных документов у поставщика и получателя. Можно обнаружить расхождения по количеству (меньше), цене (больше), качеству (меньше), либо полное отсутствие документов у получателя.

-в процессе хранения – искусственное завышение потерь, т.е. необоснованное списание на бой, порчу, отходы, усушку. Проверяется взаимным контролем актов списания по основаниям для списания.

-при выдаче материалов производства излишки ценностей создаются за счет неправильного применения коэффициента перерасчёта, либо при отсутствии на складе аналитического учёта возможно создание пересортицы, т.е. выдача более дешёвых материалов. Применяются приёмы встречной проверки и взаимного контроля документов склада и производства. для выявления пересортицы проводят инвентаризацию. На момент проверки можно применять приёмы фактического контроля (обмеры, взвешивания и т.д.).

Излишки могут быть присвоены либо реализованы и присвоены денежные средства, либо могут быть оприходованы, либо из них может быть произведена готовая продукция.

 

3. Нарушения при движении ценностей на стадии производства

В процессе производства выпускается готовый продукт. Затраты на производство продукции регламентируются ПБУ 10/99 «Расходы организации» и отраслевыми инструкциями.

Не все затраты включаются в себестоимость продукции. Себестоимость продукции складывается из затрат на производство продукции, организацию и обслуживание производства и затрат на реализацию готовой продукции. Нет смысла рассматривать по статьям, что туда включается. Основные документы по учёту себестоимости:

-ведомость калькуляции (калькуляция – исчисление) показывает нормы на единицу продукции в натуральном и денежном выражении;

-ведомость учёта затрат на производство.

Резкое возрастание себестоимости отдельных изделий может рассматриваться как признак бесхозяйственного расходования средств или как хищение, маскируемое по видом хозяйственных операций. При анализе причин роста себестоимости можно выявить выпуск неучтённых изделий, либо хищение сырья.

Нарушения:

1. Выпуск неучтённой продукции может производиться:

-за счёт нарушения технологического процесса:

-недовложение сырья в готовый продукт. Выявляется взвешиванием;

-замена компонентов (например, вместо муки 1 сорта – 2 сорт, вместо масла – маргарин). Выявляется: экспертиза качества, плюс приёмы фактического контроля (контрольный запуск сырья в производство – из контрольной партии сырья выпускают определённый объём продукции).

Дополнительные приёмы – восстановление количественного учёта и контрольное сличение остатков. Для предприятия общественного питания совместно с двумя последними приёмами применяют приём «обратной калькуляции» - это пересчёт реализованной готовой продукции обратно в сырьё (применяется только на предприятиях общественного питания).

2. В издержки производства включают расходы, подлежащие возмещению за счёт прибыли. Завышение затрат приводит к уменьшению налогооблагаемой прибыли. Особо тщательно должны проверяться затраты, связанные с управлением производства:

-содержание работников аппарата управления;

-расходы на содержание служебного автотранспорта;

-затраты на командировки;

-дополнительные выплаты.

Особенности учёта готовой продукции

Из производства на склад готовой продукции поступает по сдаточным документам, например, накладная, листок выработки. На складе учёт ведётся по номенклатурным номерам, виду, сорту, месту нахождения в книгах, карточках учёта или в оборотных ведомостях. В бухгалтерии на основе сдаточных документов ведётся ведомость учёта готовой продукции – по фактической себестоимости и по продажной цене. Все плательщики налога на добавленную стоимость при реализации готовой продукции обязаны вести счета-фактуры и учитывать их в книге покупок и книге продаж.

 

4. Нарушения на складе готовой продукции

1. Создание неучтённых излишков:

-за счёт неполного оприходования готовой продукции из производства;

-искусственное завышение потерь в процессе хранения;

-при реализации, отпуска со склада заказчику.

Для выявления применяют комплексный анализ:

-исследование документов по движению сырья, по учёту затрат, документов по сдаче продукции на склад, начисления по заработной плате;

-фактический контроль, регулярно проводится инвентаризация.

2. Выпуск неучтённой продукции и её хищение.

Проводится анализ: документы на поступление готовой продукции на склад сопоставляются с документами по начислению заработной платы, с документами, отражающими выпуск продукции. Проводится сопоставление данных внутреннего учёта, движения сырья и материалов с количеством и качеством продукции на складе, анализ транспортных и пропускных документов.

Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключёнными договорами или путём свободной продажи через розничную торговлю. Реализацией завершения кругооборот хозяйственных средств. Документы здесь те же самые, что и на первом этапе.

На основании сопроводительных документов на отгрузку для расчётов с показателями выписывают:

-счёт-платежные требования (3 или 4 экземпляра, в зависимости от количества банков, в которых обследуются). В требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, сумму налога на добавленную стоимость. Платёжные требования должны быть сданы поставщиком в банк на инкассо (поручение получить платёж от покупателя) не позднее следующего дня после отгрузки или сдачи готовой продукции получателю;

-счёт-фактура. При предварительной оплате поставки, при расчётах наличными.

Данные платёжных требований ежедневно записывают в ведомость учёта и реализации продукции (работ, услуг): дата и номер платёжного требования, наименование покупателя, количество отгруженной продукции по видам, суммы, предъявленные к оплате, отметки об оплате счетов.

Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям покупателя выдаются товарные пропуска. Пропуском могут быть копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи (или штамп «Пропуск»). Пропуска подписывают руководитель и главных бухгалтер организации. Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза, ценностей.

Проверка покупателя, реализации готовой продукции

Правильность оформления выручки от реализации контролируется на основе записей по счёту 90 «Продажи», в корреспонденции со счетами 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (вся дебиторская задолженность), 50 «Касса», 51 «Расчётный счёт», 52 «Валютный счёт».

Можно провести инвентаризацию отгруженной продукции. На счетах учёта ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчёте материально-ответственных лиц, могут оставаться только суммы, подтверждённые надлежаще оформленными документами:

-по товарам, находящимся в пути – должны быть сопроводительные, отгрузочные документы поставщика, продавца и расчётные документы покупателей;

-по товарам отгруженным (ещё не оплачены) – должны быть сопроводительные документы поставщика и экземпляр платёжного требования с отметкой банка;

-по товарам с просроченной оплатой – необходимо подтверждение банка о перечислениях и необходимо проверить кассовые документы. В этом случае осуществляют контроль расчётов с показателями: устанавливают – заключены ли договоры поставки, правильно ли исчисляются суммы за принятую покупателем продукцию с учётом сроков реализации, качества продукции и проверяют реальность задолженности покупателей. Составляется акт взаимосвязанной сверки расчётов.

В случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, её обоснованность устанавливается по данным первичных документов.

Учёт реализации продукции при товаро-обменных или бартерных сделках

Бартерные операции должны отражаться на счетах бухгалтерского учёта с указанием выручки от продаж. Нарушения – не ведут счёт 90 «Продажи», скрытие от налогообложения.

Движение денежных средств. Виды нарушений. Приёмы обнаружения

1. Нарушения по заработной плате.

Задачи учёта заработной платы:

-учёт и контроль штатного расписания;

-правильный учёт отработанного времени и объёма выполненных работ;

-правильное начисление заработной платы и сумм удержаний из неё.

Нарушения по заработной плате различаются на сегодняшний день в зависимости от формы собственности организации. На каждом предприятии должно быть разработано и принято Положение по оплате труда в соответствии с коллективным договором или контрактом. В Положении указывают формы оплаты труда, ставки и расценки, тарифы, систему поощрений. Три формы оплаты труда:

-повременная;

-сдельная;

-аккордная.

Первичные документы для начисления заработной платы:

-табель учёта рабочего времени – указывается только время, часы работы;

-наряд на сдельные работы – указывается количество выполненных работ или единиц готовой продукции, ставки или расценки за единицу продукции;

-ведомость учёта выполненных работ.

Дополнительные документы для начисления заработной платы:

-приказы отдела кадров (надбавка, помощь);

-исполнительные листы;

-листки простоя;

-акты о браке.

Для расчёта заработка, подлежащего выдаче на руки, рассчитывают сумму заработной платы за месяц и производят из этой суммы удержания. Эти расчёты производят в расчётно-платёжной ведомости. На некоторых предприятиях применяют раздельно расчётную ведомость и платёжную ведомость.

Нарушения:

При повременной оплате труда – завышение объёма отработанного времени, окладов, необоснованная выплата надбавок, пособий. Необходимо провести нормативную проверку всех начисленных сумм, их обоснованность первичными документами, законодательными актами.

При сдельной оплате труда – завышение объёма выполненных работ, необоснованное завышение расценок, тарифов. Необходимо проверить по документам движение готовой продукции на складе или фактически выполненный объём работ. Расценки, тарифы проверить в положении по оплате труда или они установлены законодательно.

В документах по расчёту заработной платы может встречаться механическое завышение итогов. Необходимо провести арифметическую проверку всех сумм.

На предприятиях негосударственной формы собственности зарплата в документах начисляется по минимальным расценкам с целью снизить отчисления в бюджет, фонды от фонда оплаты труда (ФОТ). Фактически зарплата выдаётся в большем размере. Проверяются счета, план счетов.

Заработная плата должна быть выдана из кассы в трёхдневный срок. Деньги на выплату предприятие получает со своего расчётного счёта в банке. Одновременно в банк предоставляются платёжные документы на перечисления ЕСН и др.

Кассовые и банковские операции

Порядок хранения, расхода и учёта денежных средств в кассе установлен Письмом ЦБ РФ «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в РФ» от 04.10.93 № 18 (ред. от 26.02.96).

Для текущих расходов предприятие может держать наличные денежные средства в кассе, максимальная сумма которых определяется лимитом. Лимит устанавливается по согласованию банка и предприятия. Только в дни выдачи зарплаты в течение трёх дней может быть превышение лимита. Касса всегда одна, кассиров может быть много.

Приём наличных денежных средств в кассу производят на основании приходного кассового ордера (типовая форма КО-1).

Лицу, сдавшему деньги, выдаётся квитанция, которая является частью приходного ордера, заполняется одновременно с ним и выдаётся только после получения денег кассиром. Максимальный размер принятия от другой организации наличных средств в кассу за реализованную продукцию, работы, услуги – 100.000 рублей, по одной сделке.

Возможные нарушения: при получении денежных средств в кассу от покупателя за реализованную продукцию может встречаться:

-отсутствие ККМ;

-неполное оприходование полученных средств. Можно выявить сопоставлением ПКО у продавца, где сумма будет занижена, и квитанции ордера у покупателя;

-полное неоприходование полученных денежных средств (например, не отбивают чек). В этом случае ПКО у продавца будет отсутствовать. Необходимо проверить договор между поставщиком и заказчиком, сопроводительные документы на ценности, документы на выполненные работы или оказанные услуги.

Выдача денежных средств из кассы производится на основании РКО (типовая форма КО-2), либо платёжной ведомости. У ПКО и РКО разные требования по оформлению. В РКО сначала должны быть подписи руководителя и главного бухгалтера, затем расписывается кассир (при выдаче денег) и получающее лицо (при получении), дополнительно указывается документ, по котором получают средства.

Приходные и расходные кассовые документы должны иметь раздельную нумерацию и регистрироваться в журнале регистрации приходных и расходных документов (типовая форма КО-3), в котором отражаются: номер по порядку, дата, содержание операции, сумма, возможно примечание.

Все первичные документы по кассе, все три документа учитываются в учётных регистрах. Иначе говоря, все факты поступления и выдачи наличных денежных средств учитываются в кассовой книге (типовая форма КО-4). Должно быть два экземпляра записей:

-первый – к нему прилагаются первичные документы, называется «Отчёт кассира»;

-второй – подшивается как книга.

При проверке кассы кассир должен предоставить отчёт кассира (КО-4), составляется он ежедневно

При проверке кассы всё внимание на документы в 3 графе, на остаток на конец дня.

Ревизия кассы

Кассир несёт полную материальную ответственность за ценности, хранящиеся в кассе и правильность оформления документов. Он должен вывести остаток денег на момент проверки. С кассира берётся расписка, что все приходные и расходных документы выключены им в отчёт, неоприходованных и несписанных суммы в кассе не имеется.

Расписки в получении сумм, не оформленные расходными ордерами, к рассмотрению комиссией не принимаются и считаются недостачами. Недостача относится на счёт кассира. Денежные средства, не принадлежащие организации, в кассе хранить запрещено, их наличие считается излишком. Излишки средств приходуются на финансовый результат. Денежные средства пересчитываются полистно. Полученный остаток сверяется с остатком в отчёте кассира. Особое внимание на незаполненные по всем реквизитам кассовые документы (без номеров, дат, одной подписи и т.п.).

Перечисления денежных средств по счетов плательщика на счёт получателя осуществляется на основе Положения ЦБ РФ о безналичных расчётах в РФ от 08.09.2000 № 120-П.

Предприятия открывают свои расчётные счета в банке, которым присваиваются номера (двадцатизначные). При проверке предприятия необходимо запросить в банке о всех счетах за каждый день, если проводились операции по расчётному счёту. Банк выдаёт предприятию для сверки выписку с расчётного счёта, в которой отражаются:

-остаток денежных средств на счёте на начало дня;

-поступления, перечисления за день;

-выдача, перечисления за день;

-остаток средств на конец дня.

В бухгалтерии к выписке банка прилагаются документы, на основе которых происходят движения средств на расчётном счёте. На расчётный счёт поступают наличные деньги, могут перечисляться безналичные средства.

Поступление наличных денежных средств на расчётный счёт оформляется объявлением на взнос наличными, состоящим из трёх частей: собственно объявление; квитанция; ордер.

После сдачи денежных средств в банк квитанция объявления с отметкой банка возвращается на предприятие и прилагается к РКО. Первая и третья части остаются в банке.

Нарушение может быть: неполная сдача полученных из кассы средств в банк на расчётный счёт. Для выявления необходимо сопоставить:

-РКО;

-Квитанция объявления с отметкой банка;

-Выписка с расчётного счёта.

Все три проверяются формальной проверкой.

Получают наличные средства со счетов в банке по денежному чеку. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выдачи чека, наименование и подпись чекодателя (расписывается руководитель и главный бухгалтер). Чек сдаётся в банк, в чековой книжке остаётся корешок чека, реквизиты которого: сумма полученных в банке денег, дата получения, кому выдан чек, подпись получившего чек. Корешок чека – это расписка в получении чека.

Возможное нарушение – неполное оприходование или полное неоприходование денежных средств в кассу.

Безналичные расчёты

Оформляются пятью документами:

-платёжное поручение – письменное распоряжение плательщика о перечислении сумм и средств со своего счёта на счёт получателя. Может составляться в 3, 4, 5 экземплярах – каждому участнику (плательщик, получатель, банки, плюс федеральное казначейство);

-платёжное требование – требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк плательщика расчётных и отгрузочных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

-расчётный чек (чековая книжка) – выдаётся продавцу покупателем. При выдаче чековой книжки в банке бронируется необходимая сумм денег;

-аккредитив. Покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счёте сумму для оплаты отгруженных ценностей;

-инкассовое поручение – производится списание денежных средств с расчётного счёта без согласия владельца.

Все документы составляются как минимум в трёх экземплярах. Проверяются встречной проверкой, так как копии получают все участники.

Приёмом взаимного контроля можно проверить поступление или расход товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги, приёмные документы и учётные регистры складов производственных запасов или готовой продукции.

Расхождения по документам с банком рассматриваются в течение 20 дней. В банковских документах не должно быть подчисток, не допускается замена ксерокопиями. В банке можно затребовать подтверждения каких-либо перечислений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

В Инструкции о производстве судебно-бухгалтерской экспертизы указано, что в процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизии, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидетелей и других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и исследования их связано с исследованиями бухгалтерских документов.

Стало быть, такие документы, как акты документальных ревизий, заключения экспертов других специальностей, протоколы допросов, оформленных следователем, связанных с исследованием бухгалтерских документов, выполняют функцию дополнительных средств дознания и исследования предмета судебно- бухгалтерская экспертиза

Дополнительными средствами судебно-бухгалтерской экспертизы выписанные документы являются потому, что в них содержатся дополнительные данные об объектах исследования. Эти документы служат для характеристики исследуемых хозяйственных операций и для определения времени и листа возникновения документов, обстоятельств составления, первоначального назначения, порядка использования и т.п.

Акт документальной ревизии не может заменить документы, на основании которых он составлен. Если ревизия была проведена до расследования, в акте обычно излагается ряд операций, не являющихся предметом судебно- бухгалтерская экспертиза Иным обычно бывает акт проведенной по требованию следователя ревизии, однако и в нем могут упоминаться операции, не связанные с делом. Поэтому эксперт-бухгалтер должен изучить акт ревизии прежде всего с точки зрения изложенных в нем актов, чтобы ответить на вопросы следователя.

После этого в пределах материалов, связанных с данным ему следователем или судом заданием, он использует акт для работы.

Значительная часть судебно-бухгалтерская экспертиза проводится с целью правильности выводов ревизии и соблюдение правил ее проведения.

Эксперт-бухгалтер не должен повторять работу ревизора. Однако, если в процессе исследования документов эксперт-бухгалтер установит существенные пробелы в акте ревизии, он должен, не производя ревизионных действий, сообщить об этом следователю и в случае возможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам составить об этом акт.

В тех случаях, когда из акта ревизии что-то не ясно или содержание его вызывает возражения со стороны эксперта-бухгалтера, рекомендуется допросить ревизора.

Выводы ревизора не обязательны для эксперта-бухгалтера, однако, если при исследовании тех документов и записей в счетных регистрах, которые были положены ревизором в основу акта, эксперт-бухгалтер придет к иным выводам, он указывает в заключении причины расхождений.

В уголовном деле могут находиться заключения экспертов других областей знаний в двух случаях: когда судебно-бухгалтерская экспертиза и экспертиза в другой области знания имеют один и тот же предмет исследования или предметы исследования различны.

Одним из материалов исследования эксперта-бухгалтера являются заключения эксперта в другой области знания, имеющие общий с судебно- бухгалтерская экспертиза предмет исследования.

Например, заключение эксперта по исследованию письма о доброкачественности или подложности текста документа, подписей и т.п.; заключение технического эксперта о фактическом составе и состоянии предметов, материалов или товаров, операций с которыми исследуются по документам экспертом-бухгалтером.

Заключение эксперта в иной области знания эксперт-бухгалтер исследует только после предварительной проверки его следователем.

Выводы эксперта в другой области знания, основанные на его специальных познаниях, эксперт-бухгалтер не вправе подвергать сомнению, поскольку определение качества заключения с позицией права не входит в компетенцию эксперта-бухгалтера.

При исчислении размера материального ущерба заключения эксперта- криминалиста, установившего подлог расписок получателей денежных или товаро-материальных ценностей, дает возможность эксперту включить в сумму тот расход ценностей, который оправдан подложными расписками.

Если эксперт-бухгалтер в обоснование своих выводов кладет заключение эксперта в другой области знания, он должен сослаться на это в своем заключении.

В деле может находиться несколько противоречивых заключений экспертов другой специальности. Если эти противоречия могут влиять на выводы эксперта- бухгалтера и если ни один из выводов документально не подтвержден, эксперт- бухгалтер приводит в заключении расчеты, основывая их на том заключении, на которое ссылается следователь в постановлении о назначении судебно- бухгалтерская экспертиза Если в постановлении нет такой ссылки, эксперт- бухгалтер составляет несколько расчетов, основывая каждый из них на соответствующем заключении эксперта в другой области знания. В дальнейшем суд на основании ст. 301 УПК, оценивая доказательства по делу, в основу приговора наряду с иными доказательствами положит и одно из заключений эксперта в другой области знания. Если при этом будет положено в основу заключение другого эксперта, то соответственно изменятся и выводы эксперта- бухгалтера.

Предметом исследования эксперта-бухгалтера является документальное оформление хозяйственных операций, сведения о которых он получает также из показаний обвиняемых и свидетелей. Они могут сообщить о времени, месте, объеме совершенной операции, обстоятельствах, подтверждающих, подвергающих сомнению или даже опорочивающих документ, который подлежит исследование. Все это дает возможность эксперту-бухгалтеру расширить круг исследуемых материалов.

Показания обвиняемых и свидетелей исследуются экспертом-бухгалтером только в том случае, если эти показания непосредственно связаны с документами, которыми оформлена данная операция. При этом эксперт-бухгалтер не вправе оценивать показания и обосновывать ими свои выводы. Эксперт- бухгалтер должен сделать ссылку на показания обвиняемых и свидетелей в следующих случаях: . при необходимости обратить внимание суда или следствия на противоречие между документально обоснованными выводами эксперта-бухгалтера и показаниями обвиняемых и свидетелей; . если суд или следователь считает необходимым проверить, подтверждаются ли документально показания обвиняемых и свидетелей, в связи с чем ставит эксперту-бухгалтеру соответствующий вопрос; . если обвиняемые необоснованно оспаривают документально оформленные операции и настаивают на зечете отдельных документов, уменьшающих установленную экспертом-бухгалтером недостачу; . при необходимости предъявить в суд или следователю расчет о материальном ущербе, вытекающем из сопоставления учетных данных о свидетельских показаний; в связи с соответствуюим вопросом, заданным эксперту- бухгалтеру.

Таким образом, одних случаях показания обвиняемых и свидетелей исследуются экспертом-бухгалтерам, в других – они используются как вспомогательный материал при даче заключения по определенным обстоятельствам или фактам в пределах задания, полученные экспертом- бухгалтером от следователя.

В ряде случаев показаниями обвиняемых и свидетелей могут быть установлены: а) обстоятельств составления и заполнения документов, их целевое назначение; б) данные о том, куда и при каких обстоятельствах документы были представлены или откуда изъяты; в) данные о том, как и в каком размере действительно получены деньги или товаро-материальные ценности по тому или иному документу; г) этапы прохождения и обработки документов, принятия их к учету и произведенные на основании из расчеты. При этом показания могут соответствовать фактическим данным, изложенным в документах, противоречить им, либо подтверждать их полностью или частично.

Экспертом-бухгалтером могут быть исследованы некоторые протоколы, имеющиеся в деле. Исследование протоколов выемки, обыска может иметь большое значение для эксперта-бухгалтера, в частности для установления места изъятия документов.

Следователь производит выписку в случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся. Судебный эксперт-бухгалтер должен убедиться, что представленные ему на экспертизу предметы и документы в ходе выемки, произведенной по мотивированному постановлению следователя.

Протокол выемки позволяет сделать иногда правильное и исчерпывающее заключение по фактам, обстоятельством, исследуемым способом встречной проверки. Операцию, которая проводилась в двух различных операциях, во всей ее полноте эксперт-бухгалтер может исследовать и отразить только в случае, когда он знает, откуда поступил в дело каждый документ или экземпляр документа.

При исследовании документов изъятых при обыске эксперт должен убедиться, что представленные ему на экспертизу документы и предметы изъяты при обыске по мотивированному постановлению следователя и с санкции прокурора. При этом обращается внимание на следующие обстоятельства: . документы и др. носители информации, содержащие относящиеся к предмету экспертизы сведения и записи, приобщены к делу в качестве вещественных доказательств на основании постановления следователя; . следственными действиями подтверждено, что информация, содержащаяся в вещественных доказательствах, относятся к деятельности исследуемой организации и достоверна; . следственными действиями установлен источник записей (сведений), содержащихся на предметах, приобщенных к делу в качестве вещественных доказательств (известно лицо, которое вело эти записи).

В целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств следователь производит осмотр предметов и документов. Исследование протокола осмотра документов в отдельных случаях может заменить эксперту-бухгалтеру эти документы. Особое значение протоколы осмотров приобретают в случае, когда в осмотре принимают участие эксперт- бухгалтер. Так, если перед ним поставлен вопрос о степени влияния состояния учета на образовании недостач и излишков товаро-материальных ценностей: он должен привлечь к исследованию значительное количество документов и счетных регистров, не имеющих значения вещественных доказательств. В этих случаях документы и счетные регистры могут быть осмотрены следователем с участием эксперта-бухгалтера, и тогда эксперту нет необходимости описывать в заключении осмотренные документы.

Протоколы очных ставок как подсобный материал для эксперта-бухгалтера могут быть или объектами исследованияэксперта по документам, или же иногда рассматриваются как дополнительный источник освещения тех хозяйственных операций, которые исследуются им по документам, но их нельзя положить в основу заключения. Протокол судебного заседания эксперт-бухгалтер изучает тогда, когда на экспертизу получает дело, которая случалась в суде до назначения экспертизы или же возвращению на новое расследование судом второй юстиции.

Особое значение для эксперта-бухгалтера приобретают показания подсудимых и свидетелей, записанных в протоколах, их ходатайства о приобщении к делу дополнительных документов, о проверке отдельных фактов и т.п. Удостоверенные судом ходатайства подсудимых о необходимости дополнительных проверок, если они имеют отношение к предмету судебно- бухгалтерская экспертиза, учитывают экспертом-бухгалтером при исследовании им материалов дела и дачи заключения.

Т.о., объектами судебно-бухгалтерских экспертиз в новых условиях хозяйсвования являются документы и и регстры бухгалтерского учета и отчетности, в которых отражается система счетных записей о затратах и результатах финансово-хозяйственной деятельности, другие материалы дела, использование которых связано с исследованием хозяйственных операций, отвечающие требованиям относительности, допустимости и достоверности вещественных доказательств.

МЕТОДИКА И ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ судебно-бухгалтерской экспертизы

Как ранее было отмечено, методика судебно-бухгалтерская экспертиза отвечаеттребованиям уголовно-процессуального закона по всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела. Исследование документов бухгалтерского учета, других материалов дела должно быть проведено таким образом, чтобы дать полные исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные перед экспертом-бухгалтером следователем, судом. достигается это совокупностью следующих методов:

1. анализ фактов финансово-хозяйственной деятельности проводится с целью определения фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации, выявления недостоверных данных в отчетности, представленной государству, и в документах, являющихся основанием для учета и отчетности;

2. объективность и полнота выражаются в исследовании всех имеющихся в материалах уголовного дела сведений, относящихся к предмету экспертизы, строгом соответствии выводов из исследования имеющихся сведений;

3. логические взаимосвязи заключаются в причинно-следственной связи между распоряжением имущества, несоответствии сведений в документах, учете и отчетности фактическим операциям и результатам финансово- хозяйственной деятельности и материальными последствиями деяний для собственников имущества и государства;

4. материальные последствия определяются в виде части доходов и других денежных средств, не использованных для осуществления деятельности организации и (или) не поступивших государству в виде налогов.

Конкретное использование при расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела специальных знаний эксперта-бухгалтера определяется содержанием вопросов, предлагаемых на его разрешение.

Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом определяются в пределах компетенции. Важно, чтобы эксперт-бухгалтер, не выходя за пределы своей компетенции, не пытался решать юридические вопросы о виновности тех или иных лиц и чтобы его значение основывалось на соответствующих материалах бухгалтерского учета и нормативных актах, определяющих порядок ведения такого учета. Причем, как известно, установление по данным бухгалтерского учета лиц, принявших на себя по документам материальную ответственность за имущество, еще не означает, что во всех случаях они будут нести уголовную ответственность за его недостачу. Решение последнего вопроса относится исключительно к компетенции следователя (суда).

На практике встречаются случаи постановки перед экспертом-бухгалтером вопросов, выходящих за пределы его компетенции. Их можно разбить на две основные группы: 1) юридические вопросы, которые может решить только следователь (суд), например, подтверждает ли это экспертиза выводы ревизии о сумме похищенных денежных средств; 2) вопросы неюридические, но и не относящиеся к бухгалтерскому учету.

Правильная постановка вопросов зависит от предмета и задач бухгалтерской экспертизы и компетенции эксперта. В свою очередь, результаты работы эксперта-бухгалтера во многом определяются поставленными вопросами. Поэтому их необходимо рассмотреть подробно.

1) Вопросы, относящиеся к определению суммы и периодов образования недостачи и излишков денежных средств или товаро-материальных ценностей, к расшифровке ее, а также к установлению по данным бухгалтерского учета материально ответственных лиц.

Иногда эксперт-бухгалтер может расшифровать недостачу, используя чисто бухгалтерские данные. Он в состоянии указать в каких размерах она слагается из денежных средств, тары, материальных ценностей и к каким конкретно операциям относится. Нередко эксперт может установить, что недостача образовалась в более ранний период, чем обнаружена, что очень важно для расследования. При этом он обычно прибегает к приемам восстановления количественного учета или контрольного сличения.

Следователь вправе ставить вопросы: . каков размер недостачи (излишков), образовавшихся к какому-то моменту на данном объекте, в натуральном и суммированном выражении; . в какой сумме должны выражаться излишки денег в данном торговом предприятии при условии продажи таких-то товаров по таким-то ценам за конкретный период?

Недостачи и излишки устанавливаются путем проведения ревизии. Нередко эксперту-бухгалтеру приходится проверять правильность установленной суммы недостачи по материалам ревизии. При этом он проверяет не только правильность подсчетов, произведенных ревизором, но и соблюдение им соответствующих правил проведения ревизии. . За какой период образовалась недостача (излишки)?

Для решения вопросов относительно факта образования недостачи или излишков эксперту предоставляются документы, отражающие возложение материальной ответственности на отдельное лицо, движение материальных енностей и их наличие на определенный период времени. Например, применительно к магазину: акт ревизии с объяснениями проверяемых лиц, приказы о зачислении на должности с материальной ответственностью, договоры администрации с материально ответственными лицами, товарные отчеты с приложениями в виде приходных и расходных документов, инвентаризационные ведомости, журналы по счетам "Касса" и "Товары". . Каковы причины образования недостачи, не являются ли ими нарушения порядка учета/неправильное оприходование или списание в расход/либо естественная убыль, сверх нормативные потери в процессе хранения, необоснованная пересортица, изъятие материальных ценностей? . Каковы причины образования излишков, не являются ли ими неоприходование материальных ценностей, списание в расход невыбывших ценностей, необоснованная пересортица? . Правильно ли в данном случае произведен зачет недостачи (например, за счет пересортицы материальных ценностей)?

Эксперт-бухгалтер решает вопрос о правильности зачета недостачи излишками на основе нормативных актов, регламентирующих такой зачет.

При затруднении с оценкой свойств подвергшихся пересортице, обусловившей недостачу и излишки эксперту-бухгалтеру может потребоваться экспертное заключение о сопоставимости свойств объектов возможного зачета, данное лицом, сведущим в соответствующей области знания – производстве, строительстве, товароведении и др. . Кто является материально ответственным за данную недостачу?

В этом случае надлежит раз подчеркнуть,что не следует смешивать суждения эксперта по вопросу о том, кто принял подотчет имущество и кто является материально ответственным лицом за установленную недостачу, с решением следователем вопроса о том, кто должен быть привлечен к уголовной ответственности за преступление в результате которого образовалась недостача.

2) Вопросы связанные с проверкой правильности отказа бухгалтерии или ревизора в принянтии документов, представленных материально ответственным лицом.

Они возникают в связи с названными обстоятельствами. По многим данным бухгалтерия, а если проводилась ревизия, - ревизор отказываются принимать документы, представленные материально ответственным лицом. Эксперт- бухгалтер на основе анализа документов и соблюдения правил бухгалтерского учета может дать заключение о правильности или неправильности отказа в принятии документов.

3) Вопросы, которые помогают установить сумму ущерба, причиненного действиями определенных лиц.

Задача эксперта в данном случае состоит в том, чтобы найти объективный метод получения достоверных знаний о факте – материальном ущербе, получить эти знания в установленном законом порядке и довести их до следователя. Его же задача – критично оценить полученное доказательство в совокупности с другими фактическими данными о материальном ущербе и на их основе сделать вывод о наличии либо отсутствии преступного деяния и его квалификации.

4) Вопросы, относящиеся к проверке правильности постановки бухгалтерского учета, определенных хозяйственных операций в данной организации, достоверности этого учета.

Обычно необходимость постановки подобных вопросов возникает в результате заявлений материально ответственных лиц о том, что числящаяся за ними недостача является результатом плохого состояния бухгалтерского учета, который ведется с нарушением установленных форм и правил. Следователь может поставить их и по собственной инициативе, при наличие отдельных сигналов о неправильном ведении бухгалтерского учета. Так как существует множество бухгалтерских операций, то и количество вопросов множество. Важно установить каким требованиям какого нормативного акта по бухгалтерскому учету не соответствует данное оформление хозяйственных операций.

5) Вопросы, связанные с постановкой перед экспертом-бухгалтером заданий по производству сложных расчетов, основанных на заключении экспертов других специальностей, показаниях свидетелей и других материалах следственного дела о суммах, излишне полученных с потребителей, о количестве и стоимости выпущенной неучтенной продукции и т.п.

Заключение эксперта-бухгалтера по таким вопросам отличается от других заключений тем, что наряду с данными бухгалтерского учета основой здесь служат и иные материалы дела. В таком заключении подробно должно быть показано, на каких именно материалах дела оно основано (например, заключениях экспертов, показаниях свидетелей, обвиняемых).

6) Вопросы, направленные на сопоставление официальных данных бухгалтерского учета о деятельности того или иного должностного лица с различными неофициальными цифровыми записями, обнаруженными следователем. Соответствуют ли какие-либо бухгалтерские операции, выполненные данным должностным лицом, требованиям бухгалтерского учета и если нет, каким нормативным актам они противоречат?

Заключение эксперта-бухгалтера по таким вопросам помогает следователю ориентироваться в материалах дела, также использовать для разоблачения хищений оказавшиеся в его распоряжении неофициальные записи, обычно являющиеся вещественными доказательствами.

7) Вопросы, ответы на которые помогают следователю выявить, собрать и правильно понять материалы бухгалтерского учета, имеющие значение для дела.

Заключение эксперта-бухгалтера в этих случаях может помочь узнать, в частности: нет ли расхождения между сопоставляемыми документами, в каких организациях, какие встреченные документы и учетные записи можно использовать для сопоставления с проверяемыми документами и т.п.

При постановке подобных вопросов преследуется цель использовать бухгалтерские знания для проверки, были ли совершены в действительности операции, отраженные в документах, независимо от того, насколько правильно формально оформлены эти документы.

8) Вопросы, связанные с выяснением значения нарушений, допущенных счетным работником.

Перед экспертом-бухгалтером нельзя ставить задание установить причастность определенного лица к хищениям или злоупотреблениям. Такие выводы делает только следователь (суд) на основании материалов дела, в том числе заключения эксперта-бухгалтера.

Подобное заключение эксперт-бухгалтер может дать при ответе на такие вопросы: своевременно и правильно ли по счетам разнесены первичные документы; правильно ли учтены результаты инвентаризации; обоснованно ли в соответствии с типовой корреспонденцией счето проводились бухгалтерские проводки; правильно ли списаны товаро-материальные ценности по различным актам; правильно ли учитываются при расчетах с поставщиками акты о недостаче или порче поступающих от них на склад товаро-материальных ценностей; создавали ли допущенные в бухгалтерском учете неправильности возможность злоупотреблений для должностных лиц и каких именно (по должности); находятся ли в определенной связи между собой выявленные нарушения и неправильности в бухгалтерском учете; к деятельности каких лиц (по должности) относится искаженное отражение в учете определенных хозяйственных операций.

Рассматриваемые вопросы несколько отличаются от предыдущих, и, отвечая на них (и им подобные), эксперт подходит к оценке действий тех или иных работников в рамках своей компетенции.

Подобные заключения эксперта-бухгалтера помогают следователю правильно оценить действия счетных работников, сделавших неправильные учетные записи, что объективно способствовало злоупотреблениям.

9) Вопросы, направленные на выяснение обстоятельств, способствующих преступлениям, и разработку мер по их устранению.

Необходимость выяснения подобных вопросов вытекает из требования уголовно-процессуального закона Эту классификацию можно представить в следующем виде: . вопросы происхождения причины возникновения определенных фактов, установленных следствием (судом), по которым эксперт может вынести заключение на основе специальных знаний; . вопросы причинной связи фактов, могут быть исследованы конкретные причины, повлекшие за собой или облегчившие экономического правонарушения; . вопросы выявления новых фактов, которые становятся известными лишь в процессе проведения экспертизы не были известны следствию и суду; . вопросы, связанные с последствиями действий или бездействия; эксперт устанавливает, к каким последствиям может привести несоблюдение правил Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и др.

10) Вопросы, связанные с проверкой выводов ревизоров.

Они ставятся перед экспертами-бухгалтерами часто. При этом нередко допускаются ошибки, из которых наиболее распространенной является постановка вопросов в общей форме, например, подвергаются ли экспертом выводы ревизий? При такой постановке вопроса эксперт вынужден повторять всю работу ревизора. Поэтому перед экспертом следует ставить конкретные вопросы, связанные с определенными положениями, выдвинутыми ревизором. При этом нужно иметь ввиду изложенное о характере вопросов, в которые ставятся на разрешение эксперта-бухгалтера.

Специфическими, относящимися только к материалам ревизии, могут быть вопросы о правильности – с позиции бухгалтерского учета – методов проведения ревизии и о том, все ли приемы анализа учетных данных, которые дают возможность наиболее полно исследования, вытекающие из заданий, поставленных перед ревизией, использованы ревизором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА, ЕГО ОЦЕНКА СЛЕДОВАТЕЛЕМ И СУДОМ. РОЛЬ судебно- бухгалтерской экспертизы В ВЫЯВЛЕНИИ И УСТРАНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,

СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

После производства исследований эксперт составляет письменное заключение и удостоверяет его своей подписью.

Заключение эксперта – это представленные в установленном порядке письменные выводы специалиста, привлеченного в предусмотренном уголовно- процессуальном порядке в качестве эксперта, относительно обстоятельств дела, выяснение которых требует специальных познаний. Заключение эксперта представляет собой мотивированный ответ на поставленные вопросы на основе специальных познаний в результате всестороннего и объективного исследования представленных следствием или судом материалов.

Необходимо различать заключение эксперта как источник доказательств и как доказательство.

Сущность заключения эксперта состоит в том, что с помощью этого доказательства органы предварительного следствия и суд получают возможность использовать в процессе установление истины по делу применяемые специалистами для выяснения или объяснения тех или иных существенных для дела фактов.

Однако доказательством по делу будет не сам акт экспертизы, а сведения о фактах, выводы эксперта содержащиеся в нем.

Само заключение, как и содержащиеся в нем сведения о фактах, должно отвечать требованиям допустимости и относимости.

Если в ходе исследования будут установлены обстоятельства, по поводу которых вопрос не ставился, но которые по мнению эксперта, имеют существенное значение, соответствующие данные также включаются в заключение. О других обстоятельствах, имеющих существенное значение, следует сообщить следователю до составления заключения. Тем самым решается вопрос об истребовании дополнительных материалов и проведении исследования, формулируется дополнительное задание эксперту.