Словообразовательное гнездо и его строение

Словообразовательным гнездомназывается совокупность всех однокоренных слов, связанных между собой отношения­ми производности. Исходным словом в гнезде («вершиной» гнезда) является непроизводное слово, от него выстраиваются словообразовательные цепочки слов, в которых каждое слово производно от другого однокоренного слова, более простого по форме и значению (например, читать читатель —» чита­тельница).

Строение словообразовательного гнезда прилагательно­го здоровый можно схематически представить в следующем виде:


214.Из данных слов постройте словообразовательные гнезда.

>~ , ^

1. Башмак, башмачница, башмачок, башмачник, башмач­ный.

2. Село, сельсовет, сельмаг, сельчанин, сельцо, сельчанка, по-сельски, сельский.

3. Светить, свет, светильник, светило, осветить, освеще­ние, засветить, подсветить, посветить.

4. Книжный, книга, книговедческий, книжонка, книжка, книжно, книжность, книговед.

5. Ночевать, ночь, ночка, ночлежный, ночью, ноченька, ночник, еженощный, ночничок, по-ночному, ночевка, перено­чевать, ночлег, заночевать.

215.Сгруппируйте однокоренные слова. Постройте словообразо­
вательные гнезда.

1. Клуб, клубный, одноклубник, одноклубница, клубок, клубочек, спортклуб, клубочница, клубком, автоклуб.

2. Белка, белый, белить, побелка, беличий, белочка, побелить, бельчонок.

3. Нос, носочек, поднос, носочный, носик, носок, носиль­щик, носище, чулочно-носочный, носач, переносица, обноски, носатый, носовой.

J0

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор— это разбор слова, ста­вящий своей задачей описание словообразовательных свойств слова, т. е. установление отношений производности, свя-


 




 
 

 

зывающих данное слово с другими однокоренными сло­вами.

При словообразовательном разборе необходимо найти про­изводящую основу, выделить словообразовательное средство и охарактеризовать способ словообразования; дополнительно — показать место производного слова в словообразовательном гнезде.

1. Определить, производное ли данное слово*.

2. Если слово производное, выписать соответствующее про­изводящее слово (или, при сложении, несколько производя­щих), указав стрелкой отношения производности между про­изводящим словом и производным.

3. Показать графически словообразовательную структуру производного слова, выделив в составе производной основы словообразовательное средство и производящую основу. Если производящая основа претерпела изменения (усечение, нало­жение морфем, чередования) или при словообразовании ис­пользован интерфикс, следует отметить это.

4. Назвать способ словообразования.

5. Указать словообразовательное гнездо, в которое входит данное производное слово, выделив словообразовательную цепь, включающую анализируемое слово.

Образец:

Раскричаться.

1. Слово производное.

2. Отношения производности: кричать —» раскричаться.

3. Словообразовательная структура анализируемого слова: производящее: крича,-; словообразовательное средство: рас- + + -с~я; производящая основа вошла в состав производной в не­изменном виде (не отмечается чередований, усечения произво­дящей основы и наложения морфем).

4. Способ словообразования — аффиксальный (префик-сально-постфиксальный).

5. Анализируемое слово входит в словообразовательное гнездо глагола кричать и образовано непосредственно от «вер­шины» данного словообразовательного гнезда.


крикнуть

кричать

крикун —> крикунья крикливый перекричать —» перекрикивать раскричаться

216.Выполните полный словообразовательный разбор всех про­изводных слов в стихотворении.

Ангел

По небу полуночи ангел летел И тихую1 песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли (М. Лермонтов).

________________________ &


* В случае затруднений при словообразовательном разборе реко­мендуем обращаться к «Словарю-справочнику по русскому языку» под редакцией А. Н. Тихонова (М., 1995) или к «Школьному словооб­разовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996).




dloficfrouoiusi

Морфология как раздел грамматики

Морфология— раздел грамматики. Термин «грамматика» многозначен. Принято различать следующие значения этого термина.

1. Грамматика — это строй языка, система наиболее общих закономерностей устройства и использования в речи основных значимых единиц языка — слов и предложений.

2. Грамматикой называется также область языкознания, изучающая грамматический строй языка и представленная двумя научными дисциплинами — морфологией и синтакси­сом. Грамматической науке противопоставлена лексика, изу­чающая лексическое значение слова, которое всегда индивиду­ально. Фонетика также отграничивается от грамматики, так как звуковые единицы не имеют своего значения.

3. Наконец, грамматикой называют и обобщающий науч­ный труд, содержащий полное системное описание строя дан­ного языка. Наиболее авторитетными являются академиче­ские (изданные Академией наук) грамматики, например «Рус­ская грамматика» под редакцией Н. Ю. Шведовой и др. (М., 1980).

Морфология — это, во-первых, уровень грамматиче­ской системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грам­матических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучаю­щий грамматические свойства слов и словоформ.

Задачи морфологии как раздела лингвистической науки та­ковы:


 

1) выявление грамматических (морфологических) призна­ков слов, т. е. их грамматических значений и средств выраже­ния данных значений;

2) грамматическая классификация слов (а именно установ­ление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.);

3) конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.

К числу основных понятий морфологии как науки относят­ся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматиче­ской формы и грамматического значения слова, грамматиче­ской категории, части речи.

Слово и словоформа

Слово как единица языка рассматривалось в разделе «Лек­сикология». Для морфологии важны прежде всего граммати­ческие свойства слова, в частности соотношение слова как единицы языка и словоформы.

Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из слово­форм: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; уче­ники, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.

Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — зна­чение дательного падежа множественного числа. В то же вре­мя грамматические разновидности одного слова характеризу­ются и чертами сходства, а именно: 1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, иду шел, человек люди, хороший лучше, маленький меньше, а также словоформы с частичным видоизменением конца ос­новы: мать матери, знамя знамени, сын сыновья); 2) одинаковым лексическим значением; 3) общими граммати­ческими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значе­ния одушевленности и мужского рода).

У одного и того же слова могут быть как простые сло­воформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой


 




словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и сло­воизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также при­лагательных (самый веселый) и наречий {быстрее всех).

Способность слова образовывать грамматические разновид­ности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.

217-Выпишите словоформы существительных. Приведите на­чальную форму каждого из них и его другие словоформы. Укажите, что объединяет и что различает разные словоформы одного существи­тельного.

В те времена, лет восемнадцать назад, на этом месте было очень много сирени. Там, где сейчас магазин «Мясо», желтел деревянный дачный заборчик — все тут было дачное, и люди, жившие здесь, считали, что живут на даче... (Ю. Трифонов).

218.В тексте предыдущего задания найдите слова с супплетив­ными основами, а также слова, основы которых частично изменяют­ся при склонении и спряжении.

219.Выпишите в два столбика все простые и все составные слово­формы глаголов. Какие грамматические значения и какими элемен­тами (служебными морфемами, вспомогательными словами) выра­жаются в этих словоформах?

1. Мой приятель1 был самый простой и обыкновенный че­ловек, хотя и стихотворец... Долго дожидалась бы почтенней­шая публика подарков от моего приятеля, если б книгопродав­цы2 не платили ему довольно дорого за его стихи (П.). 2. Где слезиночки роняла, завтра розы будут цвесть. Я кружавчики сплетала, завтра сети буду плесть Щв.).

220.Определите, какими грамматическими значениями разли­
чаются прилагательные. Как выражаются эти значения?

1. Синее небо, синий цветок, синяя туча. 2. Спелый апель­син, более спелый апельсин, самый спелый апельсин. 3. Крас­ный карандаш, красные карандаши.

__________________________________________________ <#>


Грамматическое значение и грамматическая форма слова

Грамматическое значение слова — это значение, выража­емое типизированными формальными средствами, характер­ными для определенной части речи. Этим грамматическое зна­чение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.

Например, значение наклонения (изъявительного, повели­тельного или сослагательного) является грамматическим, по­скольку оно у всех глаголов выражено формальными показа­телями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).

Самым важным грамматическим значением слова, от кото­рого зависят все другие его грамматические значения, являет­ся обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение 'предмет', для глаголов — 'действие', для числительных — 'количество' и т. д.

Термин «грамматическая форма слова» нередко понимает­ся как синоним термина «словоформа». Однако у термина «грамматическая форма слова» есть и более глубокий смысл. Под грамматической формой слова принято понимать целост­ную систему формальных средств выражения его грамматиче­ского значения.

Так, средствами выражения числового значения у сущест­вительного являются в совокупности: 1) окончания существи­тельного: книга, книги; 2) показатели, расположенные за пре­делами существительного, например окончания слов, согла­сующихся по числу с этим существительным: ваша книга, ваши книги.

Формальные показатели последнего типа особенно важны в тех случаях, когда грамматическое значение слова не может быть выражено его окончаниями; ср.: мощная АЭС (единствен­ное число) — мощные АЭС (множественное число); также: на­ша староста (женский род) — наш староста (мужской род).

221.Какие значения выражаются основой слова, какие — окон­чанием? Назовите грамматические значения приведенных слов.

1. Несу, голову, приеду, столу. 2. Иди, яблоки, (нет) книги.


222. В выделенных словах отделите основу от словоизменитель­ных морфем. Укажите, какие грамматические значения в этих сло­вах выражены нулевыми окончаниями.

В лесу медведь без всяких1 правил

Машиной персональной правил(Я. Козловский).

__________________________________________________________ <#>