Законы, функции, организационные структуры, техника, технология управления и др.
Содержание, предмет и методы изучения курса “Менеджмент”.
Понятие и сущность менеджмента. Его характерные черты. Виды и уровни менеджмента.
Лекция 2. Менеджмент: тип управления.
Менеджмент – модное словечко или реальная потребность понимания современного управления?
Почему в нашей теории и практике стало быстро утверждаться английское слово менеджмент? Не играем ли мы словами в ущерб концептуальному представлению об управлении? Не проще ли ограничиться его русскоязычным аналогом “управление”.
Оказывается, нет. И дело здесь не столько в словах. Дело в том, что есть основания для использования термина “менеджмент” наряду с термином “управление” и не вопреки термину “управление”, а в дополнение к нему.
Обдумывая уже полученное представление об управлении, нетрудно сделать вывод, что управление может быть различным: эффективным и неэффективным, гибким и жестким, впрочем, мы уже говорили об этом в рассуждениях о воздействии. Действительно, и механизмы управления различны, и системы и процессы управления осуществляются по-разному.
Значит можно говорить об обширном типологическом разнообразии управления. Действительно, даже в обиходе нашей жизни мы часто употребляем термины “бюрократическое управление”, “административное” и пр.
Мы еще вернемся к вопросу о типологии управления и рассмотрим эту проблему более подробно и обстоятельно. Но сейчас мы должны подумать о типологическом разнообразии в связи с появлением понятия “менеджмент”. Не является ли это понятие разновидностью или, точнее говоря, типом управления, присущим определенным условиям развития экономики? Случайно или нет, возникло понятие “менеджмент” тогда, когда мы стали проводить экономическую реформу и у нас реально стали развиваться рыночные отношения? Совершенно очевидно, что не случайно. Понятие менеджмента мы органично связываем с управлением в условиях рыночных отношений, мы связываем это понятие с изменением форм собственности, с управлением самостоятельным предприятием, а не с управлением под нажимом государственных структур и их жестким контролем.
Можно ли командно-административную, и высокоцентрализованную систему управления назвать менеджментом? Можно ли систему директивного распределения отождествить с системами управления в развитых странах? Наверное, нет, и неслучайно раньше у нас этот термин не приживался. При переводе западных учебников на русский язык всегда использовался термин “управление”. Сегодня мы связываем понятие “менеджмент” с организационно гибким, мотивированным управлением, управлением, осуществляющимся на профессиональной основе, управлением, в котором экономические интересы играют ведущую роль.
1. Употребляя термин “менеджмент”, а также тесно связанный с ним термин “менеджер”, мы следуем давно установившейся традиции в международных изданиях по теории управления, в которой под менеджментом понимается не всякое управление, а лишь вполне определенный круг явлений и процессов.
2. Менеджмент категория сугубо рыночная, связанная с осуществлением функций управления в специфической рыночной среде.
В тоже время заметим, что термин “менеджмент” исключительно труден для понимания. И вот почему.
1. Термин “менеджмент” специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Он означает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в тоже время означает учебную дисциплину и область научного знания. Это ведет к тому, что в специальной литературе по менеджменту уживается множество его определений – факт, свидетельствующий о концептуальной фрагментарности и эклектичности менеджмента как научной дисциплины. В чисто функциональном плане менеджмент чаще всего определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.
Приведу несколько примеров.
1. Хайман Т., Шкот В.: ”Менеджмент – социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации” (Хайман Т., Шкот В. Менеджмент в современной организации. - Бостон.:1974.).
2. Менеджмент - “процесс планирования организации, приведения в действие контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения задач” (См.: Треватха Р., Невпорт М.Г. Менеджмент. – Даллас. : 1979).
Определений понятия “менеджмент” в зарубежной, а в последние годы и в нашей, отечественной литературе, имеется немало. Вот три из них:
1. Достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в них людей;
2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
3. Процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.
Как видим эти определения достаточно различны, и тем не менее, они имеют общие черты:
– обязательное наличие цели при управлении;
– особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности;
– управление имеет место в организации.
В третьем определении дополнительно к перечисленным чертам содержание менеджмента характеризуется как совокупность пяти процессов; планирования, организации, руководства, координации и контроля.
На основе анализа теории и практики управления в развитых странах можно выделить следующие характерные черты менеджмента:
Особый вид управления, присущий рыночной экономике.
Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода).
Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.
Профессиональное управление (вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, разработка нововведений, тактики и стратегии развития организации и т.д.).
Система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
Наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.
Приведенные характеристики показывают, что менеджмент отличается от управления в социалистической экономике. Эти отличия состоят в следующем:
1. Менеджмент присущ новой для нас экономической системе - рыночной экономике.
2. Менеджмент в развитых странах является способом экономического управления. Управление в плановой социалистической экономике осуществлялось административными методами, то есть из центра поступали указания, что, в каком количестве и где нужно производить.
3. Менеджмент – это особого рода умение и навыки выполнять административную работу.
Слово “менеджмент” первоначально означало умение объезжать лошадей и править ими. В его основе лежит английский глагол “to magage” (управлять), который исходит от латинского “manus” (рука). Отсюда термин “менеджмент” буквально означает “руководство людьми”. Поэтому в современной теории и практике под “менеджментом” понимается процесс руководства (управления) отдельным работников, рабочей группой, рабочим коллективам. Практически все зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели организации руками других людей.
В общем виде, менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. То есть имеется ввиду целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В данном курсе мы будем использовать русский термин “управление” и английский “менеджмент» как синонимы, то есть как тождественные и взаимозаменяемые. Хотя категория “управление” шире категории “менеджмент”, так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например, к управлению автомобилем и иными более сложными техническими системами. В то же время многие ученые в качестве доказательства подобного совпадения понятий «управление» и «менеджмент» (в частности, такой позиции придерживаются авторы учебника «Управление организацией»: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.) приводят шесть подходов к определению их сущности:
– искусство (практика) выполнения работы;
– наука (область человеческого знания);
– функция (вид деятельности);
– процесс;
– люди, управляющие организацией;
– орган или аппарат управления.
Термин же “менеджмент” означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Таким образом, выявляя главное в менеджменте, его сущность, мы можем отметить, что менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности организации, действующей в рыночных условиях, определенных материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Иначе говоря, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
– ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребностей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
– постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
– постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
– конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
– необходимость использования современной информационной базы, с компьютерной техников с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
Итак, менеджмент– область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Следует различать понятия:управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент
Менеджмент > Руководство
Рассматривая суть понятия “менеджмент”, уточним некоторые входящие в его определение положения.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
1) тенденция развития организаций;
2) специфические национальные факторы развития экономики.
Основныефакторы, влияющие на становление и развитие менеджментав российской экономике:
1. Формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
2. Изменения в структуре потребителей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;
3. Обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
4. Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
5. Усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
6. Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
7. Профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Содержание менеджмента в организацииможно рассматривать в трех аспектах:
1) как науку и искусство управления;
2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
3) как аппарат управления деятельностью организации.
Основные категории менеджмента.
Категория менеджментанаиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты и субъекты;
- функции;
- виды;
- методы;
- принципы.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.
Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.
Характеристика объектов менеджмента:
Уровень объекта:
Рабочее место;
Участок;
Цех;
Производство;
Предприятие;
Объединение предприятий
Функциональные области:
Инновации;
Производство;
Снабжение;
Сбыт;
Персонал;
Финансы;
Прочие
Вид объекта:
Операция;
Проект;
Система
Содержание, формы и методы менеджментазависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний.
Субъекты менеджмента, менеджеры–руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
- руководителей организации;
- руководителей структурных звеньев;
- организаторов определенных видов работ (администраторов).
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный или специальный менеджментзаключается вуправлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджментпредусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджментпредполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджментпредусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Менеджмент – как самостоятельный вид профессиональной деятельностипредполагает, что менеджер независим от собственности на капитал организации (фирмы), в которой он работает. Он может владеть акциями организации, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность организации:
– в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском и страховом деле и др.;
– в любой сфере деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности организации.
Таким образом “менеджмент” относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода), независимо от характера такой деятельности. То есть менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Содержанием хозяйственной деятельности организации (фирмы) является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом, а именно:
– внедрение результатов НИОКР в производство;
– разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение требуемого уровня качества продукции;
– осуществление коммерческих операций;
– проведение операций товародвижения; обеспечение технического обслуживания продукции;
– материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом.
Определение целей деятельности организациина ближайшую и дальнюю перспективу – это главное в менеджменте.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. При этом результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
2.
Менеджмент классифицируется по двум признакам:
– уровням (макро- и микроэкономика) и
– сферам его функционирования.
Общий менеджмент характерен для макроэкономики, т.е. для всей системы хозяйствования. Он включает три вида менеджмента: практический, инновационный и стратегический. Как видим из схемы, практический менеджмент распространяется на все сферы управления. Инновационный менеджмент (управление разработками нововведений) и стратегический менеджмент (стратегическое планирование) представляют собой управленческую деятельность, направленную на совершенствование практического менеджмента.
Менеджмент охватывает три сферы:
– производство,
– финансы,
– сбыт.
Практический менеджмент подразделяется на:
– производственный (предприятия, фирмы, корпорации и прочее, то есть то, что относится к микроэкономике);
– финансовый (банковские операции);
– маркетинговый менеджмент (управление сбытом, продажей товаров).
Производственный менеджмент представляет собой процесс управления технологией производства, т.е. технологический менеджмент.
В менеджменте на производстве принято различать два вида деятельности:
– техническую деятельность по созданию, освоению и применению в производстве прогрессивных видов материалов, техники и технологий;
– управленческую деятельность по организации, координации действий, обеспечению упорядоченности и согласованности производственных процессов.
В технической деятельности решающее значение имеют изобретательность, научные и технические знания, инженерный опыт специалиста. Главное в этом виде деятельности уметь выдвинуть техническую идею. Задача менеджера - найти способных людей и обеспечить им условия для творческой работы.
В управленческой деятельности успех достигается в основном благодаря умению руководителя, основной функцией которого является руководство, добиваться желаемых результатов за счет усилий подчиненных. Возникает вопрос, а что такое «руководство» и кто такой руководитель? Мы будем придерживаться следующих определений.
Руководство – это основная функция руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее определение. Руководство – это? 1) направляющая деятельность руководителя; 2) то, чем следует руководствоваться в работе; 3) учебное пособие по какому-нибудь предмету.
В этом же словаре приводится содержание термина «руководитель». Руководитель – лицо, которое руководит кем-либо или чем-либо (руководитель кружка, руководитель учреждения или организации, классный руководитель, научный руководитель, руководитель государства).
Суть искусства руководителя состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия служащих и усилий многих людей. Поэтому логическую цепочку управления организацией (фирмой и т.п.) можно представить в виде следующих связей причинно-следственного характера:
действия руководителя фирмы ------- поведение работников-------- производственная деятельность коллектива -------- результативность работы фирмы.
Как видим, исходным в рассматриваемой нами системе являются умелые действия руководителей, т.е. менеджеров фирмы. Почему? Потому что именно квалифицированное руководство позволяет направить в нужное русло поведение работников, их производственную деятельность. В итоге производственная деятельность коллектива приобретает нужную организованность и продуктивность. Следствием соблюдения логики менеджмента в трех первых отношениях цепочки “действия руководителя фирмы -------- поведение работников ------ производственная деятельность коллектива” и является получение четвертого звена “желаемого конечного результата”.
Этот “желаемый конечный результат”, то есть успех приходит тогда, когда качественный менеджмент порождает активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивает эффективную производственную деятельность.
Теперь об уровнях управления. Традиционные системы управления строятся обычно по иерархическому принципу. В большинстве компаний имеет место четкое разделение власти, прав и ответственности, соподчинение между различными уровнями управления. Выделяются высший, средний и основной уровни управления. Что это за уровни?
В кампаниях, базирующихся на единоличном владении, владелец одновременно может являться менеджером высшего уровня.
Средний уровень представляют руководители функциональных подразделений и филиалов отделений.
Основной (низший) уровень - руководители малых коллективов и групп.
Состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен. Так, высший уровень (президент, вице-президент, совет директоров) является верхушкой управленческой пирамиды компании. На этом уровне формируются цели и политика, принимаются решения по таким крупным вопросам, как выпуск новых акций, образование зарубежных филиалов, взаимоотношения с конкурентами, освоение новых рынков, производство новых товаров, т.е. все то, что называется стратегическим менеджментом.
Менеджеры высшего эшелона получают специальные льготы и привилегии в приобретении акций компании по низким ценам, при оформлении пенсий, страховки, в поездках на отдых и т.д.
Второй уровень руководства - средний. Он обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование процедур внедрения решений, принятых высшим руководством. Менеджеры среднего звена имеют довольно широкую свободу действий при реализации планов. Например, они сами решают как использовать средства массовой информации для рекламы, сколько необходимо нанять служащих для продажи изделий, какое оборудование следует приобрести, как развивать производство и т.д. В этот эшелон входят менеджеры и управляющие различных подразделений.
Третий - уровень операционного менеджмента. Он является основным и представляет собой низшую ступень управления. В него входят руководители небольших групп, бригадиры, мастера и другие специалисты, осуществляющие руководство работой служащих и рабочих. На этом уровне менеджеры главным образом занимаются выполнением оперативных планов, разработанных средним звеном.
В больших фирмах, корпорациях, акционерных обществах на всех уровнях используются наемные менеджеры, а общее собрание акционеров и совет (правление) общества выполняют функции законодательной власти и осуществляют стратегическое руководство.
Рассмотренная нами традиционная иерархическая система управления основана на концепции рационального управления. Она предполагает упорядочение всех элементов и уровней в системе управления. Многие десятилетия такое управление рассматривалось как наиболее эффективное.
В 80-е и 90-е гг. концептуальные подходы к управлению резко изменились. Рациональное управление с его ярко выраженной уровневой системой уступает место новому виду менеджмента, базирующемуся на принципе “неопределенности”. Происходит ломка управленческих стереотипов, формируются новые, более гибкие структуры и формы менеджмента.
3.
Курс “Менеджмент” предусматривает изучение теоретического менеджмента (науки управления) и конкретного практического опыта.
Менеджмент, представляя собой теорию управления экономикой, является комплексной наукой, базирующейся на относительно самостоятельных группах других наук, т.е. управление формируется как интегративная наука. Менеджмент тесно связан с науками об экономике, производстве, с математическими дисциплинами, кибернетикой, социологией, психологией. Центральное место в этом комплексе занимает группа научных дисциплин о личности и ее поведении.
Управление экономикой требует знания теории, методов, организации и психологии управления. Каждая из этих составных частей управления представляет собой самостоятельную область знаний и может изучаться отдельно или в общем курсе основ менеджмента. Дополнительно в этот курс в зарубежных странах включают предметы из основных областей знаний. Так, в США наука управления, изучаемая в университетах, колледжах, на курсах повышения квалификации, включает такие предметы, как программирование и составление бюджета; управленческие информационные системы; математические модели и др.
Таким образом, управление экономикой можно рассматривать как социально-экономическую систему.
Что же является предметом менеджмента? Предметом менеджмента как науки управления является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на две группы:
1. Отношения между людьми в процессе управления производством, которые можно классифицировать по следующим признакам:
– по сферам жизни общества: экономические, социально-политические;
– по характеру управления: межличностные, межсистемные, смешанные;
– по отношению к рассматриваемой системе: внешние и внутренние;
– по времени действия: временные (краткосрочные) и постоянные;
– по характеру возникающих связей: линейные, функциональные и смешанные.
Теперь посмотрим: какими методами пользуются при изучении курса менеджмента.
В менеджменте используется комплекс методов исследования и организации управления. Под методом, как известно, понимается система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это логическая организация деятельности.
К специальным исследовательским методам управления экономикой можно отнести следующие:
Системный. Применяется для решения проблем управления и основан на принципе целостности системы. В развитых странах в менеджменте используется ряд разновидностей этого метода: системно-комплексный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-коммуникационный и др.
Комплексный. Предусматривает рассмотрение явлений в их связи и взаимозависимости и предполагает использование вэтих целях других наук, изучающих эти явления. Так, менеджмент, связанный с воздействием на коллектив, использует методологию ряда социальных наук: психологии, социологии, этики и др.
Структурный. Этот метод основан на разложении (разбиении) сложного явления на составные части.
Ситуационный. Этот метод предусматривает выбор оптимальных способов управления организацией в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий (переменных) ее деятельности.
Интеграционный. Этот метод основан на учете данных других методов: системного, структурного, ситуационного и др.
Моделирование. Этот метод тесно связан с системным подходом. Путем моделирования в управлении часто изучаются возможности создания усовершенствованных форм управления. На моделировании строится также и прогноз эффективности организационных структур и пр.
Математические (экономико-математические). Эти методы основываются на использовании вычислительной техники как инструмента нахождения оптимального варианта решений.
Наблюдения. Предусматривает изучение управления в конкретной организации, в определенный промежуток времени. Этот метод позволяет получить большое количество объективных данных, которые затем используются как база для анализа, обобщений, выводов и прогнозов.
Метод наблюдений является основным исследовательским методом в изучении поведения людей, работающих в организации (фирме, корпорации). Исследователь наблюдает за конкретными событиями в конкретной организации и записывает результаты своих наблюдений. Этот метод широко известен в антропологии, когда ученый живет среди, например, племени, жизнь которого он изучает, и наблюдает культурные, экономические, социальные, семейные и другие условия его жизни.
Этот метод имеет два ограничения. Его задача - только описывать наблюдаемые факты. Интерпретация полученных описаний является последующим этапом исследования - анализа; исследователь должен давать объективное описание, но всегда существует определенная вероятность внесения им в эти описания некоторых субъективных элементов, например, в оценку событий, интерпретацию фактов и т.д.
Эксперимент. Цель эксперимента (в лабораторных условиях) - измерить влияние независимых переменных на зависимые переменные величины путем выделения и контроля интересующих ученого характеристик и создания им искусственной ситуации. При сравнении контрольной группы и экспериментальной возникшие между ними различия, таким образом, могут быть объяснены специально созданными различными ситуациями (условиями)
Все лабораторные эксперименты имеют две общие черты:
1) тщательный контроль за независимыми переменными;
2) внимательное прослеживание, как изменения в независимых переменных влияют на изменения в зависимых переменных. Такой контроль способствует получению достоверных данных и объективным выводам на основании причинно-следственных связей таких изменений.
Однако лабораторный эксперимент признается не всеми учеными-исследователями. Ряд из них считают, что условия, создаваемые в эксперименте, являются искусственными и не отражают реальную действительность.
Конечно, можно провести лабораторный эксперимент непосредственно в фирме, т.е. в реальной, конкретной организации. Он явится эффективным исследовательским методом, потому что манипуляции с независимыми переменными происходят в реальной, естественной обстановке. Благодаря этому у исследователя появляется возможность сравнивать полученные данные о явлении с характеристиками того же явления в конкретной фирме.
Однако этот метод исследования, как и другие, имеет свои недостатки: 1) трудности в проведении такого эксперимента в организации из-за нежелания или невозможности ее руководителей создать для эксперимента нужные ему условия; 2) сложности в организации экспериментальных и контрольных групп в фирме. поэтому в таком эксперименте трудно получить полностью достоверные данные. Оптимальным вариантом исследования можно считать сочетание чисто лабораторного эксперимента и эксперимента в организации.
Социологические. Включают анкетирование, беседы, интервью, тестирование, анализ инфраструктуры, взаимоотношений в коллективе, психологического климата в нем.
Лекция 3. Принципы управления
1. Особенности принципов управления.
2. Содержание принципов управления.
Прежде чем сосредоточим свое внимание на фундаментальных основах управления, то есть его основных принципах, отметим следующее.
1. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления, как коллективом, так и отдельной личностью. Конечно, эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, их можно и нужно рассматривать лишь как инструмент, который позволяет немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие;
2. Понять и отстаивать принципы всегда легче, чем жить по ним. Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему;
3. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).
Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе:
- общих задач;
- совместных действий;
- постоянных контактов.
Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов?
Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств — искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Итак, остановимся на основных принципах управления.