Этика деловых отношений.

Этика – совокупность норм поведения. Она имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Этика бизнеса сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых, в фокусе ее внимания – цели и средства, используемые для их достижения.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, следует расценивать как неэтичные. К ним относятся фальсификация документов, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде, действия, связанные с загрязнением окружающей среды, выпуском небезопасной продукции, несоблюдением условий безопасности труда и др.

Действия, не нарушающие закон, могут рассматриваться, а могут не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Например, ситуация изъятия из продажи капсул «Тиленола» компании «Джонсон энд Джонсон».

Причины расширения неэтичной практики:

· Обостряющаяся конкурентная борьба;

· Стремление увеличивать прибыль;

· Недостаточное поощрение руководителей за этичное поведение;

· Общее снижение значения этики в обществе;

· Нажим со стороны организации на работников с целью нахождения компромисса между личностными ценностями и ценностями управляющих.

В широком смысле поведение руководителей организации – основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения подчиненных.

Меры повышения характеристик этичности поведения руководителей и работников:

1. Разработка этических нормативов (описывают систему общих ценностей и правил, которых должны придерживаться работники). Цель – описание целей организации, создание нормальной этичной атмосферы и определение этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно запрещаются взятки, вымогательство, подарки, мошенничество, раскрытие секретов компании и др. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов.

2. Создание комитетов по этике. Роль - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, выполнение функции «социальной совести» организации.

3. Социальные ревизии – предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.

4. Обучение этичному поведению. Работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть

 

 

Вопрос 21. Характер, цель, методы проведения управленческого консультирования. Область применения, участники и организация управленческого консультирования. Проблемы развития управленческого консультирования в РБ.

 

Управленческое консультирование представляет собой неотъемлемую составную часть инфра­структуры современной рыночной экономики. Специалисты отмечают, что за послед­нее десятилетие главным видом конкуренции стала конкуренция «компетенции и знаний», а не кон­куренция издержек, или конкуренция маркетинговых усилий. Основой же конкуренции знаний является управленческое кон­сультирование.

Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем, возможностей, рекомендаций, мер и помощи в их реализации.

Как профессиональный вид деятельности, УК выделилось со 2-й половины 20 в., когда был накоплен и структурирован значительный управленческий опыт, а потребности практикующих менеджеров стали разнообразными и требующими узкого профессионального подхода. Управленческое консультирование раз­вилось в ответ на необходимость объяснить причины и факторы успеха либо поражения организа­ции, выделить компоненты успеха, обобщить их, систематизировать, сделать выводы.

Существуют 2 подхода к пониманию консалтинга:

1. Непосредственные консультации, которые получают руководители от своих специалистов в процессе работы.

2. Управленческое консультирование – это профессиональная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организации с помощью специально обученных квалифицированных людей. Они помогают организации-заказчику выявить и проанализировать управленческие проблемы, разработать мероприятия по их преодолению и при необходимости внедрить.

1 и 2 дополняют друг друга.

Консультирование может быть внутренним и внешним, платным и бесплатным.

Цели УК:

1. оказание интенсивной профессиональной помощи руководству организации.

2. беспристрастный взгляд со стороны;

3. обучение.

Задачи УК:

· задача на исправление (высокий коэффициент текучести, потери времени, снижение объема продаж);

· задача на совершенствование;

· задача на создание и развитие.

Методы УК:

1.Проведение опросов, собеседований, интервью.

2.Сбор и обработка статистической или первичной эмпирической информации на основе существующих или авторских методик.

3.Проведение групповых индивидуальных совещаний и дискуссий, тренингов и семинаров.

4.Подготовка отчетов и составление экспертных заключений

Выделяют 3 вида консалтинга:

1. Нормативный (правовой и аудиторский).

2. Развивающий (консультации, тренинги).

3. Диагностический.

На мировом рынке сложились и действуют следующие виды организаций:

1. Бизнес-интеграторы (крупные компании, оказывающие широкий спектр услуг).

2. Компании, специализирующиеся на определенных областях управления (персонал, маркетинг, финансы и др.).

3. Компании, которые сопровождают изменения в организациях и выполняют реструктуризацию на основе отраслевого планирования.

4. Независимые частные консультанты.

5. Консультационные службы предприятий.

6. Консультационные подразделения в органах государственного управления.

Диапазон оказываемых услуг достаточно широк.

Предметными областями УК могут быть факторы внешнего окружения предприятия, стратегия, финансы, маркетинг, производство, инновации, человеческие ресурсы, организационная структура управления, эффективность.

Этапы:

1. Подготовка. Знакомство, обсуждение целей и ролей, составление плана задания и контракта.

2. Сбор данных.

3. Обработка данных, управленческое обследование.

4. Составление рекомендаций или проекта преобразования.

5. Внедрение. Роль консультанта – наблюдение за реализацией рекомендаций и корректировка.

6. Завершение. Отчет, расчет, планы на будущее.

Сегодня управленческое консультирование представляет собой одну из самых динамичных от­раслей, причем спрос на консалтинговые услуги достаточно высок и стабилен - он оценивается во Франции в 1760 млн. дол., в Великобритании - 4441,8 млн. дол., в Дании, Италии, Швейцарии, Фин­ляндии - от 300 до 600 млн. дол., в России - 76,3 млн. дол. Начинает формироваться и белорусский рынок управленческого консультирования, с ориентировочной емкостью 3-4 млн. дол.

В РБ действует около 50 операторов, 80% из них – в Минске. Преобладает нормативный и аудиторский консалтинг. В РБ можно прогнозировать растущий спрос на консалтинговые услуги, особенно на процессный консалтинг: по постановке функции стратегического планирования, разработки стратегических планов, изучению внешней среды, проведение тренингов.

Особенности развития УК в Беларуси:

· нехватка управленческих кадров со специальной подготовкой в области менеджмента.

Многие руководители вышли из школы административно-командного управления экономикой, и не имеют специальной управленческой подготовки. Среди них распро­странено мнение, что они благодаря значительному опыту практической работы знают все намного лучше. Поэтому они в принципе не формируют спрос на продукт управленческого консультирова­ния. Однако это ошибочная позиция в силу следующих обстоятельств:

-управленческое консультирование дает беспристрастный взгляд со стороны;

- консультант, как правило, имеет широкий кругозор и специальные знания в тех областях, о су­ществовании которых руководитель предприятия может и не знать;

- знание опыта и проблем других предприятий помогает консультанту выбрать оптимальный ва­риант решения для данного предприятия.

· невостребованность части консалтинговых услуг (анализ внешней среды и др.);

· ожидание немедленной отдачи от услуг консультанта при достаточно условном исполнении рекомендаций.

На белорусском рынке управленческого консультирования существует несколько видов предприятий:

- предприятия, оказывающие комплексное консультирование и тренинг во многих областях дея­тельности - кадры, маркетинг, стратегия, финансы и пр. Таких предприятий немного. К наиболее известным можно отнести ЗАО «ИПМ-Консалт», консультационно-образовательный центр «Конкор-дия», УП «Системное бизнес-консультирование»;

- предприятия, специализирующиеся на одном из направлений консультирования (финансы, персонал, право), либо действующие в одной из отраслей (и осуществляющие комплексное кон­сультирования предприятий отрасли). К таким предприятиям можно отнести «XXI век-Консалт», кадровый центр «Коллекция открытий», «Персонал-Плюс», консалтинговаю группу «Здесь и сейчас» (специализируются на кадровых проблемах), ОДО «Коллегия» (правовые аспекты), «Евроконсалт» (консультирование предприятий энергосети), «Альпина-консалт» (специализируется на грузопере­возках);

- независимые частные консультанты.

Таким образом, перспективными и практически не заполненными на белорусском рынке управ­ленческого консультирования являются следующие ниши: процессный консалтинг и тренинг, регио­нальные и отраслевые ниши (поскольку все действующие предприятия размещены в основном в г.Минске), антикризисный консалтинг, представительство крупных зарубежных консалтинговых фирм на территории Республики Беларусь. В области процессного консалтинга можно прогнозиро­вать растущий спрос на выполнение следующих работ:

- по постановке функции стратегического планирования на предприятии и разработке стратеги­ческого плана. По оценкам, предприятие может добиться 5-10%-го прогресса, активизируя отдель­ные направления деятельности (маркетинг, мотивация), но разработка стратегического плана и управление конкурентными преимуществами позволит достичь принципиально новых результатов на уровне от 50 до 100% [4, стр.20]; - по анализу и прогнозу факторов внешней среды бизнеса;

- тренинги по созданию команды, выработке навыков делегирования полномочий и распределе­ния ответственности. Неумение делегировать и работать в команде становится причиной фиаско многих молодых начинающих предпринимателей, а выработка навыков делегирования равнозначна навыкам управления, поскольку сущность управления состоит в умении «добиться выполнения ра­боты другими», поэтому именно делегирование превращает человека в руководителя

Тенденции:

· расширение спроса на консалтинг и повышение требований к его качеству;

· интеграция белорусских операторов с международными консалтинговыми фирмами;

· расширение спроса на процессный консалтинг и регулярный системный консалтинг.