Этика деловых отношений.
Этика – совокупность норм поведения. Она имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
Этика бизнеса сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых, в фокусе ее внимания – цели и средства, используемые для их достижения.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, следует расценивать как неэтичные. К ним относятся фальсификация документов, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде, действия, связанные с загрязнением окружающей среды, выпуском небезопасной продукции, несоблюдением условий безопасности труда и др.
Действия, не нарушающие закон, могут рассматриваться, а могут не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Например, ситуация изъятия из продажи капсул «Тиленола» компании «Джонсон энд Джонсон».
Причины расширения неэтичной практики:
· Обостряющаяся конкурентная борьба;
· Стремление увеличивать прибыль;
· Недостаточное поощрение руководителей за этичное поведение;
· Общее снижение значения этики в обществе;
· Нажим со стороны организации на работников с целью нахождения компромисса между личностными ценностями и ценностями управляющих.
В широком смысле поведение руководителей организации – основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения подчиненных.
Меры повышения характеристик этичности поведения руководителей и работников:
1. Разработка этических нормативов (описывают систему общих ценностей и правил, которых должны придерживаться работники). Цель – описание целей организации, создание нормальной этичной атмосферы и определение этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно запрещаются взятки, вымогательство, подарки, мошенничество, раскрытие секретов компании и др. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов.
2. Создание комитетов по этике. Роль - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, выполнение функции «социальной совести» организации.
3. Социальные ревизии – предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.
4. Обучение этичному поведению. Работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть
Вопрос 21. Характер, цель, методы проведения управленческого консультирования. Область применения, участники и организация управленческого консультирования. Проблемы развития управленческого консультирования в РБ.
Управленческое консультирование представляет собой неотъемлемую составную часть инфраструктуры современной рыночной экономики. Специалисты отмечают, что за последнее десятилетие главным видом конкуренции стала конкуренция «компетенции и знаний», а не конкуренция издержек, или конкуренция маркетинговых усилий. Основой же конкуренции знаний является управленческое консультирование.
Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем, возможностей, рекомендаций, мер и помощи в их реализации.
Как профессиональный вид деятельности, УК выделилось со 2-й половины 20 в., когда был накоплен и структурирован значительный управленческий опыт, а потребности практикующих менеджеров стали разнообразными и требующими узкого профессионального подхода. Управленческое консультирование развилось в ответ на необходимость объяснить причины и факторы успеха либо поражения организации, выделить компоненты успеха, обобщить их, систематизировать, сделать выводы.
Существуют 2 подхода к пониманию консалтинга:
1. Непосредственные консультации, которые получают руководители от своих специалистов в процессе работы.
2. Управленческое консультирование – это профессиональная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организации с помощью специально обученных квалифицированных людей. Они помогают организации-заказчику выявить и проанализировать управленческие проблемы, разработать мероприятия по их преодолению и при необходимости внедрить.
1 и 2 дополняют друг друга.
Консультирование может быть внутренним и внешним, платным и бесплатным.
Цели УК:
1. оказание интенсивной профессиональной помощи руководству организации.
2. беспристрастный взгляд со стороны;
3. обучение.
Задачи УК:
· задача на исправление (высокий коэффициент текучести, потери времени, снижение объема продаж);
· задача на совершенствование;
· задача на создание и развитие.
Методы УК:
1.Проведение опросов, собеседований, интервью.
2.Сбор и обработка статистической или первичной эмпирической информации на основе существующих или авторских методик.
3.Проведение групповых индивидуальных совещаний и дискуссий, тренингов и семинаров.
4.Подготовка отчетов и составление экспертных заключений
Выделяют 3 вида консалтинга:
1. Нормативный (правовой и аудиторский).
2. Развивающий (консультации, тренинги).
3. Диагностический.
На мировом рынке сложились и действуют следующие виды организаций:
1. Бизнес-интеграторы (крупные компании, оказывающие широкий спектр услуг).
2. Компании, специализирующиеся на определенных областях управления (персонал, маркетинг, финансы и др.).
3. Компании, которые сопровождают изменения в организациях и выполняют реструктуризацию на основе отраслевого планирования.
4. Независимые частные консультанты.
5. Консультационные службы предприятий.
6. Консультационные подразделения в органах государственного управления.
Диапазон оказываемых услуг достаточно широк.
Предметными областями УК могут быть факторы внешнего окружения предприятия, стратегия, финансы, маркетинг, производство, инновации, человеческие ресурсы, организационная структура управления, эффективность.
Этапы:
1. Подготовка. Знакомство, обсуждение целей и ролей, составление плана задания и контракта.
2. Сбор данных.
3. Обработка данных, управленческое обследование.
4. Составление рекомендаций или проекта преобразования.
5. Внедрение. Роль консультанта – наблюдение за реализацией рекомендаций и корректировка.
6. Завершение. Отчет, расчет, планы на будущее.
Сегодня управленческое консультирование представляет собой одну из самых динамичных отраслей, причем спрос на консалтинговые услуги достаточно высок и стабилен - он оценивается во Франции в 1760 млн. дол., в Великобритании - 4441,8 млн. дол., в Дании, Италии, Швейцарии, Финляндии - от 300 до 600 млн. дол., в России - 76,3 млн. дол. Начинает формироваться и белорусский рынок управленческого консультирования, с ориентировочной емкостью 3-4 млн. дол.
В РБ действует около 50 операторов, 80% из них – в Минске. Преобладает нормативный и аудиторский консалтинг. В РБ можно прогнозировать растущий спрос на консалтинговые услуги, особенно на процессный консалтинг: по постановке функции стратегического планирования, разработки стратегических планов, изучению внешней среды, проведение тренингов.
Особенности развития УК в Беларуси:
· нехватка управленческих кадров со специальной подготовкой в области менеджмента.
Многие руководители вышли из школы административно-командного управления экономикой, и не имеют специальной управленческой подготовки. Среди них распространено мнение, что они благодаря значительному опыту практической работы знают все намного лучше. Поэтому они в принципе не формируют спрос на продукт управленческого консультирования. Однако это ошибочная позиция в силу следующих обстоятельств:
-управленческое консультирование дает беспристрастный взгляд со стороны;
- консультант, как правило, имеет широкий кругозор и специальные знания в тех областях, о существовании которых руководитель предприятия может и не знать;
- знание опыта и проблем других предприятий помогает консультанту выбрать оптимальный вариант решения для данного предприятия.
· невостребованность части консалтинговых услуг (анализ внешней среды и др.);
· ожидание немедленной отдачи от услуг консультанта при достаточно условном исполнении рекомендаций.
На белорусском рынке управленческого консультирования существует несколько видов предприятий:
- предприятия, оказывающие комплексное консультирование и тренинг во многих областях деятельности - кадры, маркетинг, стратегия, финансы и пр. Таких предприятий немного. К наиболее известным можно отнести ЗАО «ИПМ-Консалт», консультационно-образовательный центр «Конкор-дия», УП «Системное бизнес-консультирование»;
- предприятия, специализирующиеся на одном из направлений консультирования (финансы, персонал, право), либо действующие в одной из отраслей (и осуществляющие комплексное консультирования предприятий отрасли). К таким предприятиям можно отнести «XXI век-Консалт», кадровый центр «Коллекция открытий», «Персонал-Плюс», консалтинговаю группу «Здесь и сейчас» (специализируются на кадровых проблемах), ОДО «Коллегия» (правовые аспекты), «Евроконсалт» (консультирование предприятий энергосети), «Альпина-консалт» (специализируется на грузоперевозках);
- независимые частные консультанты.
Таким образом, перспективными и практически не заполненными на белорусском рынке управленческого консультирования являются следующие ниши: процессный консалтинг и тренинг, региональные и отраслевые ниши (поскольку все действующие предприятия размещены в основном в г.Минске), антикризисный консалтинг, представительство крупных зарубежных консалтинговых фирм на территории Республики Беларусь. В области процессного консалтинга можно прогнозировать растущий спрос на выполнение следующих работ:
- по постановке функции стратегического планирования на предприятии и разработке стратегического плана. По оценкам, предприятие может добиться 5-10%-го прогресса, активизируя отдельные направления деятельности (маркетинг, мотивация), но разработка стратегического плана и управление конкурентными преимуществами позволит достичь принципиально новых результатов на уровне от 50 до 100% [4, стр.20]; - по анализу и прогнозу факторов внешней среды бизнеса;
- тренинги по созданию команды, выработке навыков делегирования полномочий и распределения ответственности. Неумение делегировать и работать в команде становится причиной фиаско многих молодых начинающих предпринимателей, а выработка навыков делегирования равнозначна навыкам управления, поскольку сущность управления состоит в умении «добиться выполнения работы другими», поэтому именно делегирование превращает человека в руководителя
Тенденции:
· расширение спроса на консалтинг и повышение требований к его качеству;
· интеграция белорусских операторов с международными консалтинговыми фирмами;
· расширение спроса на процессный консалтинг и регулярный системный консалтинг.