Теория потребностей А.Маслоу

Содержательные теории мотивации.

Их цель – определить потребности, побуждающие людей к действиям. Выделяют три содержательные теории мотивации:

1. теория потребностей А.Маслоу;

2. теория потребностей Д. Мак Клелланда;

3. двухфакторная модель Ф.Герцберга.

Он выделил пять основных групп потребностей:

1. физиологические потребности;

2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3. социальные;

4. потребность в уважении;

5. потребности самовыражения.

Маслоу их расположил в виде иерархической структуры (пирамида Маслоу).

Использование теории Маслоу в менеджменте:

1. прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня;

2. чтобы мотивировать человека, руководитель должен привязать удовлетворение его потребности к поведению, которое способствует достижению целей организации;

3. потребности людей строго индивидуальны;

4. потребности меняются во времени и следовательно надо иметь в виду, что мотивация, которая сработала один раз, необязательно также эффективной будет и в другой раз.

Методы удовлетворения потребностей:

1. первичных – з\п, доплаты, социальные гарантии;

2. социальных – давать работу, которая предполагает общение; проводить периодические совещания; не разрушать неформальные связи, если они не противоречат целям работы;

3. в уважении – совместное обсуждение и принятие решений; оценивать и поощрять достигнутые результаты; предлагать более высокий ранг задач, делегировать дополнительные полномочия и расширять ответственность;

4. в самовыражении – делегировать сложные задачи; поддерживать творческие инициативы.

Ограниченность использования теории Маслоу:

- не удалось учесть индивидуальных отличий людей;

- удовлетворение какой либо потребности автоматически не приводит к задействованию потребностей более высокого уровня в качестве факторов мотивации;

- ставится под сомнение наличие четкой иерархии в структуре потребностей.

Классификация потребностей Дугласа Мак Клелланда.
Он выделил три группы потребностей – потребность власти, успеха и причастности. См. таблицу.

потребность выражение Характеристики людей, ей мотивированные Способы удовлетворения
Потребность власти Выражается через желание воздействовать на других людей Откровенны, энергичны, хорошие ораторы, не боятся конфронтации и отстаивают свои идеи Делегирование дополнительных полномочий, расширение ответственности, внимание руководителей к ним лично
Потребность успеха Выражается через удовлетворенность работой, процессом ее доведения до успешного результата Заинтересованность не в административном, а в профессиональном росте, рискуют умеренно, для них важно собственное осознание успешности работы, не боятся личной ответственности и трудоемких работ Поощрять за реально достигнутый результат; не сковывать инициативы и профессионального поиска, не ставить перед ними авантюристические задачи, внимание к их работе, использование результатов в дальнейшем
Потребность причастности Выражается через заинтересованность в дружеских отношениях, оказание помощи другим, в компаниях и общении на работе Общительны, контактны Не ограничивать межличностные отношения, давать поручения, связанные с широкими возможностями социального общения

Мак Клелланд считал, что несмотря на то, что все эти потребности есть у всех людей, ведущей является как правило одна из них. Следовательно, надо ее определить и соответствующим образом поступать.