ДОС, ориентирования на потребителя.

Продуктовая ДОС (по видам товаров и услуг).

Дивизиональные организационные структуры управления и их разновидности.

Функциональные организационные структуры управления

ФОС предполагает деление организации на отдельные элементы в соответствии с функциями которые они выполняют.

В рамках задач выделяют функции, а по ним создают отделы

Основная причина их выделения максимально использовать преимущество специализации и не допускать перегрузки руководства.

Одновременно необходимо соблюдать иерархию интересов, для того, чтобы интересы подразделения не ставились выше интересов всего предприятия. Преимущества ФОС:

1. экономичность за счет реализации функций, т.к. уменьшается дублирование усилий

2. стимулирует профессиональную специализацию

3. усиливает координацию в рамках каждой функции.

Недостатки:

1. отделы могут быть больше заинтересованы в реализации своих целей , а не общих целей организации

2. в большой организации цепь команд может быть слишком длинной, а это усложняет управление и контроль

3. большая ответственность ложится на высшего руководителя т.к. общая цель видна только ему.

ФОС целесообразно использовать в организациях, которые выпускают широкий ассортимент продукции, действуют в стабильных условиях.

Если эти требования не соблюдены, функциональные организационные структуры не подойдут.

Ограниченность использования ФОС обусловлено:

1. увеличением масштабов предприятий

2. диверсификацией производства

3. разнообразием покупателей (промышленные фирмы, правительство, население) и т.д.

Для того, чтобы учесть все разнообразие внешней среды возникают ДОС. Они могут быть трех видов:

Преимущества:

- максимальное использование специальных знаний и специализированных средств производства

- обеспечивается координация в рамках одного продукта, усиливается ответственность управляющего за конкретный продукт.

Недостатки:

- необходимость большего числа людей с обще управленческими функциями

- опасность роста затрат за счет дублирования

- усложнение контроля со стороны высшего руководства.

Выгодна в том случае, когда фирма имеет несколько крупных групп потребителей или рынков, каждый их которых характеризуется специфическими потребностями.

Цель такой структуры удовлетворить каждую группу потребителей как это сделало бы организация специализирующаяся только на доном потребителе.

Преимущества и недостатки те же, что и у продуктовой ДОС.

Но есть еще один недостаток - возможная недогрузка рабочей силы и оборудования специализированных на конкретного потребителя (в период экономического спада некоторый круг потребителей может исчезнуть).