Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов управления.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении;

Принцип правовой защищенности управленческого решения;

Принцип научной обоснованности и оптимизации управления;

Нравственность и этика в управлении;

Корректировка методов воздействия во времени, в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления, постоянное обогащение и гармонизация средств и методов управления;

Обеспечение целевой ориентации деятельности;

Принципы управления вытекают из диалектических законов развития общества, поэтому они отражают как общие закономерности развития управления в процессе эволюции цивилизации, так и реальные конкретно-исторические его этапы.

Общие и специальные функции взаимосвязаны между собой и образуют единую систему управления. Выполнение каждой специальной функции предполагает выполнение всех общих функций.

Управление осуществляется посредством того, что руководители всех уровней в своей деятельности придерживаются некоторых общих положений и правил, которые определяют исходные требования к системе, структуре организации процесса управления. Эти правила в управленческой литературе обобщены до уровня универсальности (то есть общеприменимости), что составляет суть принципа управления.

Таким образом, принцип управления представляет основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих функций.

Функция управления- это относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управленческие взаимодействия на объекты управления для достижения поставленной цели. Различают:

- Общие – дают общую временную характеристику процесса управления, представленного как последовательная цепь – планирование, организация, мотивация, контроль.

- Специальные – определяют направленность управления на конкретную деятельность предприятия (маркетинг, управление финансами и т.д.). Их состав определяется спецификой бизнеса.

Принцип вообще – это рецепт деятельности, основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, принимается решение.

Принципы управленияобъективны,т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Вместе с тем, любое управленческое решение – это результат субъект-объектных отношений, поскольку отражает как объективные данные, так и субъективное мнение руководителя. Поэтому и принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, дающим направление в действиях, ориентир.

Принципы управленияуниверсальны,то есть применимы для воздействия на любую организацию, на любой социум (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.

Итак, принципы управления определяют закономерности формирования и функционирования управляемой системы: ее внутренние переменные, комбинацию методов воздействия на коллектив, формируют организационную культуру, формы власти и влияния руководителя и пр.

Основные принципы управления:

7. принцип соответствия – между полномочиями работника и его ответственностью, между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего, между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.;

8. принцип эффективности – лежит в основе любой системы, так как предполагает, что выход должен быть всегда больше входа в нее, а полученный результат – больше затрат. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля над уровнем затрат в организации и соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.

Метод управления– это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Одна и та же функция управления или реализация принципа управления может предполагать использование различных методов управления.

По механизму воздействия выделяютпрямые и косвенныеметоды управления.

По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют: 1.Организационно-административные методы управленияоснованы на формальных взаимоотношениях в организации. Их реализация основана на отношениях «власть-подчинение». Инструменты реализации: регламент, норматив, инструкция, распоряжение, устав и т. д.

2.Экономические – предполагают воздействие на экономические интересы или ч/з них. Эффективны в случае реальной самостоятельности предприятия. Инструменты: налоги, цена, кредиты, дотации и т. д.

3.Социально-психологические– предполагают воздействие на личностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Инструменты: психологическая атмосфера, традиции, социальные нормы, стиль общения, лидерство.