Историческое введение в психологию
Представление о психике в истории человека
Общие представления о психологии как науки
1. Значение термина «психология»
2. Проблемы соотношения житейской и научной психологии
3. Возникновение психологии как науки
Гм – головной мозг
Рассмотрение психики можно сравнить с определением солнечного зайчика: окр. Мир – отр. Сик-ма, гм – отражатель, псих. Образ мира – проекция, результат функционирования гм, НО гм – это не «мертвый» отражатель – он привносит в образ реальности пристрастность, небезразличность и т.д.
1) Психика – это активная и пристрастная форма отражения объективной реальности
2) Психика – это функция высокоорганизованной материи (гм)
С т. з. результативности в психике отраж. весь мир
3) Психика – субъективный образ реальности
Панпсихизм | Весь мир одушевлен, душа есть у всех живых и не живых предметов. У камня и т.д. |
Биопсихизм | Психика свойственна только живому. И растениям и животным |
Зоопсихизм | Психика присуща только представителям животного мира |
Нейропсихизм | Психика свойственна тем, у кого существует нервная система |
Мезгопсихизм | Психика свойственна тем, у кого есть гм. |
Антропопсихизм | Психика свойственна только человеку |
Объективный критерий психич. (А.Н. Леонтьев)
Психическое отражение – способность реагировать на абиотические раздражители
Раздражители – связаны с биологическими потребностями, или не связаны
Научная психология | Житейская психология |
Знания обобщенные, абстрактные. Основаны на строгих научных понятиях. | Знания конкретные, ситуативные. Все представление о психике, психологии основано на допонятийном уровне. |
Знания рациональны, осознаны и стремятся к объективности | Знания интуитивны, крайне субъективны и иррациональны. |
Научное наблюдение и эксперимент | Самонаблюдение и наблюдение за другими |
Облад. Накопительным знанием и вымог. Опыт ситуаций, с которыми в жизни столкнуться весьма сложно | Знания ограничены обыденными ситуациями или выходят за рамки житейского опыта |
Умберто Эко «Имя розы»
1879 – экспериментальная психологическая лаборатория Вильгельм Вундт г. Лейпциг
1886 – Бехтерев (Казань) первая лаборатория
Гаспаров «Занимательная Греция»
1. Понимание души в античной психологии
2. Возникновение эмпирической психологии сознания
3. Ассоциация как механизм работы сознания
4. К проблеме психологического кризиса
Проблема философии в психологии души | Демокрит | Сократ Платон | Аристотель |
1. Мир в целом | Вечная и неуничтожимая материя, состоящая из атомов, находящихся в постоянном движении | Истинное бытие у идей (идеальных моделей вещей) ; матер. Предметы – функция этих идей | Идеи создают предметы, но сами предметы могут жить своей жизнью |
2. Природа души | Душа состоит из атомов огня. Огонь в человеке находится в крови. Кровь наполняет человека полностью, душой | Душа человека – это часть невидимой мировой души | Душа – часть вселенской души, но попав в человека, она может измениться, в зависимости от того, чем занимается человек. |
3. Смертность души | Душа смертна | Душа бессмертна. После смерти уходит но не погибает. Человеческое тело – временное пристанище | Душа смертна т.к. является функцией тела, но разумная часть души – бессмертна – возвращается на небеса |
4. Соотношение чувственного рационального познания | Чувственное предшествует рациональному | Рациональное предшествует чувственному. Сами мысли живут на небесах, создаются идеями | Чувственное и рациональное – 2 разные формы познания. Что за чем следует говорить не корректно |
5. Причины действий человека | Жесткий причинный детерминизм | Целевой детерминизм, но под этим понимается влияние божеств | Различал произвольные и непроизвольные действия: произв. – признак целевого д., непроизв. – признак случайного д. |
Детерминизм
Причинный Целевой
Причинный – событие имеет причины, которые находятся в прошлом. По отношению к причинам данное событие является случившимся.
Целевой – причина находятся не в прошлом. Будущее толкает нас на определенные поступки.
Предметом изучения типичных ? была душа, взгляды на душу отраж. В борьбе материализма и идеализма, но в то время – идеализм.
Методом изучения души был рациональный подход