Жизненный мир» как верховная реальность
Феноменологическая социология как социология повседневности
Действие и мотивация
Шюц различает (по формальным, не содержательным основаниям) два типа мотивов:
(1) мотивы для-того-чтобы: непосредственно направляют действие в процессе его развертывания (совершения);
(2) мотивы потому-что: это рационализации мотивов уже совершенного акта, его обоснования post factum.
Это два совершенно разных типа мотивов. Они не всегда и не обязательно совпадают, вообще не должны совпадать. — В проекте (где действие видится уже совершенным) могут предусматриваться «мотивы потому-что»; непосредственно мотивируют действие «мотивы для-того-чтобы». — «Мотивы для-того-чтобы» актора недоступны сознанию актора в процессе непосредственного действования; он может схватывать свои «мотивы потому-что» в рефлексии, в прошедшем времени, когда действие уже завершилось.
Интерсубъективное сочленение мотивов: В проекте принимаются во внимание другие люди как типичные акторы с типичными мотивами, совершающие типичные действия (их «мотивы для-того-чтобы» актору недоступны). — Актор ориентируется на их типичные «мотивы потому-что». — Так «мотивы потому-что» других людей встраиваются в проект действия актора, становятся основанием для его «мотивов для-того-чтобы».
Пример: простейшее разговорное взаимодействие «вопрос—ответ».
«Жизненный мир» (общий мир) нуждается в описании и прояснении. Отсюда ориентация феноменологической социологии на изучение повседневной, рутинной, обыденной жизни, обыденного мышления, «здравого смысла».
Вообще, с точки зрения Шюца, в социологии «социальные вещи могут быть поняты лишь тогда, когда их можно будет свести к человеческой активности». — Иначе говоря, успех социологических объяснений ставится в прямую зависимость от того, насколько удастся описать и проанализировать повседневные практические взаимодействия между людьми в жизненном мире, составляющие реальное содержание изучаемого «социального факта», а также обыденное практическое мышление, воплощающееся в этих взаимодействиях.
Примеры феноменологически фундированного социологического анализа можно найти в таких очерках Шюца, как «Чужак» и «Возвращающийся домой».
Концепция множественных реальностей: Если брать человеческое «Я» как точку отсчета (а этого требует постулат субъективной интерпретации), то это «Я» пребывает во многих «реальностях», помимо «реальности» повседневной жизни. — Эти «миры» Шюц называет конечными областями значений (смысла). — Это миры научного созерцания, фантазии, сновидения, искусства, воспоминания, сумасшествия и т.д. — Речь идет о том, что поток переживаний может быть наполнен разными содержаниями (феноменами), и сознание обладает способностью придавать им «акцент реальности».
Каждой конечной области значений присущ свой особый когнитивный стиль. Основные параметры «когнитивного стиля»:
(1) специфическая напряженность сознания;
(2) особое эпохе: часть элементов мира выносится за скобки как нерелевантная;
(3) преобладающая форма активности;
(4) особая форма личной вовлеченности;
(5) особая форма социальности;
(6) особое переживание времени.
Жизненный мир (мир естественной установки) — это тот мир, в котором развертывается взаимодействие и осуществляется коммуникация; это деятельный мир (в отличие от других «миров», или конечных областей значения). — Он обладает статусом «верховной реальности». — Пример: соотношение жизненного мира и мира науки.