Б. Связь науки с социальной структурой

А. Этос науки

V. Социология знания и науки

 

Большой и важный вклад Мертона в эту область изучения.

 

 

Наука рассматривается как социальный институт, имеющий свои характерные свойства и функционирующий в более широком социальном контексте. — Под «этосом науки» у Мертона понимается «аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, который считается обязательным для ученого». — Образующие этот этос ценности определяются не только методологическими соображениями.

 

В этос науки включаются четыре основных институциональных императива:

(1) Универсализм: (в противоположность партикуляризму): подчинение претензий на истину заранее установленным безличным критериям. — Сюда входят не только установленные критерии ратификации и легитимации того или иного знания как научного, но также требование открытости научной карьеры для всех, независимо от расы, пола, убеждений и т.д.

(2) «Коммунизм»: научные открытия являются плодом социального сотрудничества и принадлежат всему сообществу, а не конкретным первооткрывателям или наследникам.

(3) Беспристрастность (незаинтересованность): институциональный контроль над мотивацией.

(4) Организованный скептицизм: постановка под сомнение принятых культурных, религиозных, политических и иных установлений.

 

 

 

Наука рассматривается в социальном (структурном) контексте. — Под этим углом зрения, она может входить в конфликт с другими социальными институтами; кроме того, сами ценности, составляющие ее этос, могут иметь функциональные и дисфункциональные последствия как для других институтов, так и для нее самой.

 

1. Демократическая социальная структура рассматривается как наиболее подходящая для развития науки (см. очерк «Наука и демократическая социальная структура»).

 

2. Связь науки с социальной структурой анализируется как амбивалентная (конфликты; функции и дисфункции; стабильность и изменение):

(а) Автономия науки и социальное давление на нее: автономизация науки, ее обособление от окружающего общества, его требований и запросов; в пределе, своего рода «аутизм» науки, более или менее дисфункциональный для нее и для общества; с другой стороны, к науке могут предъявляться извне социальные (политические) требования, вступающие в противоречие и конфликт с научным этосом ученого.

(б) «Чистая наука» и ее социальные последствия: в качества значимой дисфункции «чистой науки» («науки ради науки») Мертон рассматривает то, что ученые перестают обращать внимание на последствия своих научных открытий.

(в) Эзотеричность науки и «популярный мистицизм»: с одной стороны, наука нуждается в особых понятийных средствах, отличных от обыденного языка; но, с другой стороны, эта герметизация науки (ее понятийного аппарата, языка и т.д.) имеет следствием появление двойника — «популярного мистицизма», т.е. идеологических течений, мимикрирующих под науку посредством оперирования наукообразным жаргоном.

(г) Организованный скептицизм и враждебное отношение к нему: наука посягает так или иначе на интересы религии, политической власти и т.д. — Верность научному этосу (в частности, «истине») может входить в противоречие с требованиями политической лояльности, религиозной набожности и т.п. — Это может вызывать «бунт против науки» со стороны «общества», принимающий, например, форму антиинтеллектуализма.