X. Системные уровни: резюме
IX. Система условий человеческого существования
VIII. Общество как социальная система, его подсистемы
Социальные системы являются еще одним системным уровнем, на котором применяется схема AGIL. — Общество, в котором Парсонс аналитически выделяет подсистемы в опоре на эту схему, рассматривается как особый вид социальной системы, отличающийся от прочих социальных систем наивысшим уровнем самодостаточности.
Подсистемы общества как социальной системы:
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА | Структурные элементы | |
L | Фидуциарная подсистема | Ценности |
I | Социетальное сообщество | Нормы |
G | Полития (политическая подсистема) | Коллективы |
A | Экономия (экономическая подсистема) | Роли |
Все понятия, используемые в этой концептуализации, являются аналитическими.
Ядро общества — социетальное сообщество (происхождение термина: Тённис).
Социологию среди всех подсистем интересует прежде всего социетальное сообщество.
Эта система становится предметом внимания в поздней работе Парсонса «Теория действия и условия человеческого существования» (1978). — Это более высокий системный уровень по отношению к уровню общей системы действия.
На этом уровне Парсонс также использует для выделения подсистем схему AGIL:
L | Телическая система |
I | Система человеческого действия |
G | Органическая система человека |
A | Физико-химическая система |
Телическая система (L) — ранее «высшая реальность» — дает конечные основания смыслов действия. Конечные смысловые ориентиры, «цели» (предельный порядок, предельный актор, предельное свершение и т.п.).
Физико-химическая система (A) — материальная основа существования живых систем (углерод; окисление; материя как топливо, источник энергии; обмен веществ; энергия; кислород; земля; вода; воздух и т.п.).
Органическая система человека (G) — фенотипический организм; экологическая адаптация; размножающаяся популяция; генетическое наследие).
Три системных уровня соотносятся друг с другом. — Можно переходить с одного уровня на другой, но при этом они обладают аналитической автономией и, соответственно, задают разные системы координат для познавательной деятельности. — Разные уровни системной референции предполагают разные круги проблем; поэтому при переходах с одного уровня на другой неизбежно происходят трансформации в задаваемых вопросах и используемых понятиях, константы превращаются в переменные и наоборот.
Все вместе они задают всеохватную схему соотнесения для разного рода знаний о человеческом действии, не только социологических, но и прочих.
Эта общая схема соотнесения (или система координат) имеет формальный характер. — И возможным (предполагавшимся изначально) способом ее дальнейшего использования является превращение формальных аналитических понятий в переменные. Это могло бы позволить перейти от формального социального анализа к содержательному (в терминах Джеффри Александера, от «формального волюнтаризма» к «содержательному», или «субстантивному»).