Социология XX века как новый этап в развитии социологического знания

Основные дилеммы в социологии начала ХХ века

 

Социологии ХХ века досталось в наследство от предшествующего периода множество дилемм, в рамках которых развертывалась дальнейшая социологическая работа:

— «Социальный номинализм» versus «социальный реализм».

— Объективизм versus субъективизм.

— Ценностная нейтральность versus социальная критика.

— Кабинетная теория versus эмпирическое исследование.

— Историзм versus внеисторический подход.

— Синхронический подход versus диахронический подход.

— Содержательная теория versus формальная теория.

— «Микро» versus «макро».

Можно назвать и другие; можно переформулировать названные; но эти дилеммы были для социологии ХХ века реально значимыми.

 

 

С начала ХХ в. социология развивается в принципиально изменившихся условиях. — Прежде всего, она перестала быть наукой энтузиастов-одиночек: институционализация и профессионализация социологии создает совершенно новый контекст для ее развития. — Во многих странах Европы и Америки социология прочно утвердилась в университетах как самостоятельная и легитимная научная дисциплина и как предмет преподавания. — В условиях новой легитимности от социологов уже не требовалось, как раньше, доказывать правомерность существования своей науки, отстаивать ее научный статус, обосновывать наличие у нее особого предмета. Появилась возможность сосредоточить усилия на более содержательной научной работе, для которой raison d’etre самих этих занятий стал само собой разумеющейся, не проговариваемой и не требующей проговаривания посылкой; по поводу того, что социологии есть что изучать, уже не задавалось вопросов. — Социология не только утвердилась как университетская дисциплина; в Европе и Америке появились национальные социологические ассоциации и общества, что привело к кардинальному изменению состояния научных коммуникаций. — Кроме того, к этому времени появились первые профессиональные социологические журналы, не только создавшие постоянно действующие «площадки» для научных дискуссий, но и сделавшие возможными более оперативное ознакомление ученых с идеями друг друга, более оперативную взаимную критику и более быстрый оборот идей.

 

Не только эти условия отделяют социологию ХХ века от предшествующей классической социологии. Важную роль сыграла первая мировая война. Она не только принесла новый (и в высшей степени стрессовый, особенно для Европы) социальный опыт, который не мог быть в полной степени «переварен» в рамках старых объяснительных схем социологии, но и создала условия для перемещения центра развития социологического знания из Европы в США. Хотя социологическая работа в Европе еще какое-то время продолжалась, для нее там постепенно складывались все более неблагоприятные условия (прежде всего, конечно, в Германии). В то же время американская социология прочно встала на ноги и была готова к интенсивному развитию. Она развивалась не с нуля: уже во второй половине XIX века американские интеллектуалы проявляли чрезвычайную восприимчивость к европейским социологическим идеям; рецепция этих идей шла непрерывно (через обучение социологов США в европейских университетах, издание литературы, переводы); кроме того, в США сложились свои оригинальные традиции в философии и социальной психологии, которые позже доказали свою плодотворность в сфере социально-научного познания.

 

Классическая социология ХХ века – это, прежде всего, американская социология.