Понимающая социология» Макса Вебера

Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX-XX веков

Социология Эмиля Дюркгейма

 

Дюркгейм по праву считается одним из тех, кто стоит у истоков современной социологии. Для современной социологии стал основополагающим сформулированный им принцип «социологизма»: общество было определено как особая реальность, реальность sui generis. Этот принцип был развернут Дюркгеймом в определении природы «социальных фактов» (через такие свойства, как внеиндивидуальность и способность оказывать на индивида принуждающее воздействие) и в «правилах социологического метода». — Дюркгейм не только четко сформулировал ряд важных предпосылок социологического познания, но и воплотил их в таких работах, как «Самоубийство», «О разделении общественного труда» и «Элементарные формы религиозной жизни», которые стали влиятельными образцами социологического исследования в собственном смысле слова. — Начиная как позитивист, Дюркгейм все более переставал им быть (это показывает его интеллектуальная эволюция, особенно на поздних этапах его работы, где очевидно влияние философии Канта). — Уход Дюркгейма от позитивизма не был окончательным, о чем свидетельствуют, в частности, его метания между разными истолкованиями социальной морфологии, продолжавшиеся до последних дней его жизни. — Идеи Дюркгейма были чрезвычайно важны для таких позднейших направлений, как функционализм и структурализм (поскольку у Дюркгейма социология в значительной мере освободилась от связи с эволюционистскими моделями, которыми социология второй половины XIX века была одержима).

 

 

Конец XIX века отмечен острой критикой позитивистских методологических принципов в социологии, прежде всего в Германии. — Эта критика идет главным образом со стороны неокантианцев, проводящих различие между «науками о природе» и «науками о духе», между номотетическими и идиографическими науками. — Социология как «наука о духе» не может строиться на фундаменте естественнонаучных образцов.

Немецкая социология рубежа XIX–ХХ вв. развивалась на фоне методологической критики позитивизма и натурализма и, будучи чуткой к этой критике, породила ряд совершенно новых образцов, значимых для развития социологии в ХХ веке. — В первую очередь речь идет об образцах, предложенных в «формальной социологии» (Георг Зиммель, Фердинанд Тённис) и в «понимающей социологии» (Макс Вебер).

 

 

Вебера, как и Дюркгейма, можно поставить у истоков современной социологии; его труды по сей день остаются значимыми для профессиональной подготовки социологов. — Он положил в основу своей социологии понятие «социального действия». — Переопределив таким образом предметную область социологии, Вебер ушел от «социального реализма», свойственного изначально социологии как позитивистской социологии, т.е. от трактовки попадающих в сферу внимания социологии «фактов» как самостоятельных сущностей (у него они становятся производными от действия). — Социологические понятия у Вебера уже не приравниваются некритически к вещам (как у позитивистов); это конструируемые идеальные типы, и связи между ними уже не трактуются автоматическим образом как связи, существующие в эмпирической действительности (что тоже сплошь и рядом было у позитивистов). — Поскольку действие исходит из субъективно предполагаемого самим действующим смысла, научные объяснения в социологии не могут быть получены до тех пор, пока не будет установлен смысл тех действий, которые социолог исследует; иначе говоря, в социологии объяснение должно опираться на понимание, и сама социология должна быть «понимающей наукой». — Эти и другие моменты веберовской работы имели принципиальное значение для социологии ХХ века, во многом на нее повлияв.