Позитивистское течение в социологии XIX века

ТЕМА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ ХХ ВЕКА

 

Краткое содержание лекции: Классическая социология XIX – начала ХХ вв., основные характеристики и тенденции развития. — Позитивистское течение в социологии. О. Конт и Г. Спенсер. Основные характеристики позитивистской социологии. — Различные направления в позитивистской социологии. — Э. Дюркгейм как один из основоположников современной социологии. Принцип социологизма: общество как особая реальность. — Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук: влияние неокантианства. — Понимающая социология М. Вебера. Теория социального действия. — Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тённиса. — Критическое течение в социологии. Социальная теория К. Маркса. Социальные обследования в англосаксонских странах и их связь с социальным реформизмом. — Психологизм в социологии. Зарождение социальной психологии. — Эмпирические социальные исследования на рубеже XIX–ХХ вв. — Основные дилеммы в социологии начала ХХ в. — Первая мировая война как рубежное событие в развитии социологической мысли. — Институционализация социологии. — Перемещение основного центра развития социологического знания из Европы в США. — Влияние европейских социально-научных традиций на американскую социологию.

 

 

(Лекция имеет обзорный характер: с одной стороны, в ней резюмируется исторический путь, пройденный социологией к началу ХХ в.; с другой стороны, дается обзор основных проблем, доставшихся социологии ХХ в. в наследство от классической социологии этого предшествующего периода.)

 

 

Что такое социологическая «классика»?

 

Вопрос о том, что такое «классика», имеет для социологии особую значимость. — Если судить о социологии по меркам естественных наук, наличие в ней «классики» оказывается свидетельством ее незрелости. — Точка зрения Дж. Александера: применять к социологии такие мерки нельзя; социология по своей структуре и теоретической логике отлична от естественных наук. — В структуре социологического знания содержатся самые разные элементы: некоторые из них имеют долговременную (или даже непреходящую) ценность, как, например, удачные решения метатеоретических проблем, методологические решения, модели, концептуальные схемы. — Такие удачные решения вовсе не обязательно искать в текущей (современной) литературе; они могут содержаться и в произведениях прошлого (даже далекого прошлого). — Произведения прошлого, содержащие подобные элементы, как раз и становятся «классическими»; это значит, что их чтение может быть в каких-то отношениях более полезным и плодотворным, чем чтение современных произведений; иначе говоря, «классика» (в этом особом смысле) является полноценным и неотъемлемым элементом социологического знания, т.е. актуальной. — Как для сегодняшней социологии существует своя классика, так и для социологии начала ХХ века была своя классика, без опоры на которую социологию этого периода трудно представить.

 

Это требует ретроспективного взгляда на классическую социологию XIX – начала ХХ вв., в котором были бы обобщены ее основные характеристики, тенденции развития и итоги (насколько об «итогах» здесь можно говорить).

 

 

 

Социология определенно родилась и впервые заявила о себе как позитивная наука. — Так ее представили изначально оба ее отца-основателя: О. Конт и Г. Спенсер. — Становление социологии и ее борьба за место в системе научного знания происходили в значительной мере через популяризацию и закрепление тех ее образцов, которые были непосредственно связаны с позитивизмом. — Изначальная связь социологии с позитивистской философией и представлениями ранних социологов-позитивистов о том, на каких основаниях должна строиться социальная наука и какие принципы она должна принять в качестве исходных допущений, предопределили ряд черт, характерных для социологии начала ХХ века. Это, например, такие черты, как:

— натурализм, вытекающий из ориентации социологии на естественнонаучные образцы познания: представление об обществе и социальных явлениях как об особых естественных фактах или сущностях, подчиненных естественным законам;

— холизм (своего рода системный подход): представление об обществе как о целостности, все элементы которой взаимно связаны друг с другом;

— образец «кабинетного теоретизирования»: ранние версии социологических теорий не предполагали специальных эмпирических исследований, что бы ни говорили об этом сами позитивистские теоретики (Конт запросто обходился без эмпирических данных, Спенсер некритически пользовался любыми типами имеющихся описаний);

— авторитетное приравнивание «социологии» к «философии истории», с вытекающими отсюда акцентами и содержательными особенностями ранних социологических теорий.

(Это, конечно, далеко не полный перечень черт, и его можно продолжить.)

 

Позитивистская социология не только дала эти общие образцы того, что может считаться научным знанием об обществе, но и породила внутри себя целый веер направлений (или «школ»), воплощающих разные виды социологических объяснений. — Помимо образца «многофакторного» объяснения (предложенного тем же Спенсером), в разных «школах» были опробованы разные виды «однофакторных» объяснений. Это:

— в географической школе: географический редукционизм (сведение социальных явлений к породившим их особенностям географической среды);

— в расово-антропологической школе: один из вариантов биологического редукционизма (сведение социальных явлений к биологическим особенностям «рас»);

— в биоорганической школе: еще один вариант биологического редукционизма (сведение социальных явлений к прямолинейно понятой «анатомии» социального организма);

— в социал-дарвинизме: третий вариант биологического редукционизма (сведение всех социальных процессов к процессам борьбы за существование, естественного отбора и выживания наиболее приспособленных);

— в «экономическом детерминизме» (наиболее прямолинейных версиях «марксизма»): экономический редукционизм (сведение социальных явлений к экономическим причинам и факторам).

 

С одной стороны, разные варианты редукционизма, опробованные в названных «школах» (но не обязательно свойственные лучшим их представителям), показали тупиковые пути, на которых социология могла бы навсегда застрять; с другой стороны, там, где до крайних форм редукции дело не доходило, были намечены вполне плодотворные стратегии для дальнейшей работы: каждая из «школ» дала какие-то идеи, получившие в социологии ХХ века дальнейшую разработку.

 

Вершиной развития позитивистской социологии (на начало ХХ в.) можно считать работу Эмиля Дюркгейма — хотя его социология уже не может быть в полной мере определена как позитивистская.