Лекция № 9

Сервитут

ЗК РФ выделяет частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Для установления публичного сервитута необходимо:

- принятие закона или иного НПА РФ, субъекта РФ либо ОМС;

- проведение публичного слушания.

Установление публичного сервитута проводится с участием общественности, по результатам общественных слушаний составляется протокол, порядок проведения публичных слушаний устанавливается НПА субъектов РФ и МО ( в РТ такого порядка нет, однако в Кукморском МО принят порядок проведения публичных слушаний).

Цель установления публичного сервитута – удовлетворение публичного интереса: государства, МО, местного населения.

Публичные сервитуты устанавливаются для целей, указанных в п.3 ст. 23 ЗК РФ. Перечень таких целей является исчерпывающим. Цели для публичных и частных интересов принципиальных различий не имеют.

Субъектами сервитутных отношений являются, с одной стороны, - лицо, обременяемое сервитутом (собственник земельного участка) и сервитуарий, с другой стороны, в пользу которого устанавливается сервитут. Субъектами могут выступать собственники, владельцы земельных участков на ППНВ.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества.

Юридическим основанием установления частного сервитута является договор, а публичного – закон либо иной НПА.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Для земельных участков, расположенных в границах участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, срок публичного сервитута не может превышать 7 лет (ст. 70.1 ЗК РФ)

Сервитут может быть платным и безвозмездным. Размер платы за сервитут определятся в соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут (от 17.03.2004 г., Федеральная служба земельного кадастра).

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается.

Земельное законодательство не дает понятия и степени обременительности, но из ст. 23 следует, что о необременительности свидетельствует то, что земельный участок остается во власти собственника.

В РТ действует порядок определения и выплаты соразмерной платы за публичный сервитут, утвержденный Кабмином РТ от 16.05.2008 г. № 325. Средства за сервитут выплачиваются собственнику земельного участка с лицевого счета Минземимущества РТ.

Основным условием выплаты за установление публичного сервитута является:

- невозможность использования земельного участка по назначению, в результате чего собственник вправе требовать соразмерную плату либо требовать изъятия земельного участка с возмещением ущерба.

Пленум ВАС под равноценным возмещением понимает выкупную цену земельного участка, в которую включается рыночная стоимость изымаемого участка и находящихся на нем объектов, а также убытки и упущенная выгода.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем рассматриваются арбитражным судом независимо от того, каким органом они были установлены.

Главное требование для установления частного сервитута – заключение соглашения между субъектами сервитутных отношений. При разрешении спора в суде суд оценивает предсудебное урегулирование спора путем направления одной из сторон проекта соглашения об установлении частного сервитута.

Частный сервитут, как и публичный, подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральной службе кадастра и картографии.

Сервитуты следует отличать от ограничения прав на земельные участки, установленные ст. 56 ЗК РФ.

Главное отличие ограничений от обременений состоит в том, что обременение – это привнесенное извне права третьих лиц, препятствующие собственнику свободно и в полном объеме реализовывать свои правомочия. В связи с этим считается верной точка зрения, согласно которой обременение права собственности устанавливается на основе договорных отношений. Ограничение – это способ определения правового режима земель. Вид и характер ограничений основывается на предписаниях соответствующих НПА. Ограничениями на землю можно считать запреты на определенные виды деятельности, требования воздержаться от определенных действий, связанных с использованием земли в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое использование. Т.о. установление ограничений – это форма закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки.

Из анализа ст. 23 и ст. 56 ЗК РФ следует, что обременение и ограничение являются различными понятиями. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» рассматривает их как синонимы.